Цапов Иван Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 3941
Орден Ленина № 18988
Цапов Иван Иванович – командир авиаэскадрильи 3-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ВМФ (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия ВВС Балтийского флота), гвардии капитан.
Родился 13 ноября 1922 года (по документам периода войны – 13 ноября 1920 года) в деревне Вяльково Клушино-Воробьёвской волости Гжатского уезда Смоленской губернии (ныне не существует; территория Гагаринского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области). Русский. Детство и юность провёл в деревнях Борняки (ныне Гагаринского района) и Резаново (ныне не существует; территория Гагаринского сельского поселения), с 1935 года жил в деревне Воскресенское (ныне в черте села Пречистое Гагаринского района). В 1937 году окончил 7 классов школы в селе Пречистое, в 1939 году – школу фабрично-заводского ученичества при компрессорном заводе «Борец» в Москве и Дзержинский аэроклуб города Москвы. Работал модельщиком по дереву на компрессорном заводе «Борец».
В армии с мая 1940 года (призван Дзержинским райвоенкоматом г. Москвы). В октябре 1940 года окончил Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков. С ноября 1940 года служил в морской авиации лётчиком 5-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота (аэродром Низино, Ломоносовский район Ленинградской области). Летал на истребителе И-15бис.
Участник Великой Отечественной войны: в июне – октябре 1941 – лётчик 5-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ, в октябре 1941 – январе 1943 – лётчик и командир звена 71-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ, в январе 1943 – июле 1944 – командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 3-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ВМФ. Воевал в составе ВВС Балтийского флота (июнь 1941 – июль 1944).
Участвовал в обороне Прибалтики и Ленинграда, прорыве блокады Ленинграда и Выборгской операции. В 1942 году в воздушном бою был легко ранен в левую руку.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии капитану Цапову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.
За время войны совершил 543 боевых вылета на истребителях И-15бис, И-153, ЛаГГ-3 и Ла-5, в воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 12 самолётов противника**.
В январе 1945 года окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ (город Моздок, Северная Осетия). С мая 1945 – помощник командира 38-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота.
Участник советско-японской войны 1945 года в должности помощника командира 38-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота по лётной подготовке и воздушному бою. Участвовал в Сейсинской операции. Совершил 3 боевых вылета на истребителе Як-9.
До июня 1946 года продолжал служить в морской авиации помощником командира 38-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота (аэродром Кневичи, город Артём Приморского края). Летал на истребителе Як-9.
В июне 1946 – ноябре 1947 – помощник командира 14-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота (аэродром Гензан, ныне город Вонсан, КНДР). Летал на истребителе Як-9М.
С ноября 1947 – заместитель командира полка, а в январе – апреле 1949 – командир 57-го истребительного авиационного полка ВВС 5-го ВМФ (аэродром Гензан, ныне город Вонсан, КНДР; с января 1949 года – аэродром Романовка, Шкотовский район Приморского края). Летал на истребителе Ла-7. В апреле 1949 – феврале 1950 – заместитель командира 578-го истребительного авиационного полка ВВС 5-го ВМФ (аэродром Центральная Угловая, город Артём Приморского края). Летал на истребителе Ла-11.
С февраля 1950 – заместитель командира, а в апреле 1950 – сентябре 1951 – командир 329-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота (город Геленджик Краснодарского края). Летал на реактивном истребителе МиГ-15.
В ноябре 1955 года окончил Военно-воздушную академию (Монино). В ноябре 1955 – июне 1956 – командир 237-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ВВС 4-го ВМФ (посёлок Нивенское Калининградской области), в декабре 1956 – феврале 1957 – начальник штаба 90-й истребительной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота (посёлок Кейла-Йоа, уезд Харьюмаа, Эстония). Летал на реактивных истребителях МиГ-15бис и МиГ-17.
С февраля 1957 – заместитель командующего истребительной авиацией, а в декабре 1957 – сентябре 1958 – начальник штаба истребительной авиации Прибалтийского корпуса ПВО (город Рига, Латвия). Летал на реактивных истребителях МиГ-15бис и МиГ-17. Военный лётчик 1-го класса.
В мае 1960 года окончил Военную академию Генерального штаба. В июле 1960 – ноябре 1962 – заместитель командира 14-го корпуса ПВО (город Тбилиси, Грузия), в ноябре 1962 – июне 1967 – командир 11-й дивизии ПВО (город Днепропетровск, ныне город Днепр, Украина).
В июне 1967 – мае 1970 – 1-й заместитель командующего 4-й отдельной армией ПВО (город Свердловск, ныне Екатеринбург). В мае – декабре 1970 – заместитель командующего по боевой подготовке, а в декабре 1970 – июле 1975 – 1-й заместитель командующего войсками Бакинского округа ПВО.
В августе 1975 – сентябре 1978 – помощник по ПВО и ВВС представителя Главного командования Объединёнными вооружёнными силами государств – участников Варшавского договора в Венгерской Народной Армии.
В феврале 1979 – июне 1985 – генерал-инспектор Инспекции Войск ПВО страны по вопросам ПВО дружественных стран, одновременно в декабре 1980 – июне 1985 – заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО по вопросам ПВО дружественных стран. С октября 1985 года генерал-лейтенант авиации И.И. Цапов – в запасе.
Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 8-го созыва (в 1971–1975 годах).
Жил в Москве. Умер 24 апреля 2011 года. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.
Награждён орденом Ленина (22.07.1944), 4 орденами Красного Знамени (24.11.1941; 01.04.1943; 20.11.1943; 22.02.1968), орденом Александра Невского (08.03.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (20.09.1945; 11.03.1985), орденами Красной Звезды (16.02.1982), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалями, венгерским орденом Красной Звезды (07.08.1978), другими иностранными наградами.
В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Примечания:
1) Награждён за выполнение 530 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях, в которых сбил лично 11 и в составе группы 11 самолётов противника (на 22 июня 1944 года);
2) Согласно сведениям самого И.И. Цапова, он совершил 543 боевых вылета и провёл более 120 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника.
Сочинения:
Жизнь в небе и на земле. М.: Дельта, 2004;
Гвардейцы Балтики крылатой. М.: Дельта НБ, 2006 (с В.Н. Коневым и Ю.А. Мясниковым).
Воинские звания:
младший лейтенант (10.10.1940)
лейтенант (19.02.1942)
старший лейтенант (26.12.1942)
капитан (17.02.1944)
майор (24.04.1948)
подполковник (15.12.1951)
полковник (29.11.1955)
генерал-майор авиации (22.02.1963)
генерал-лейтенант авиации (08.11.1971)
Из воспоминаний И.И.Цапова:
Первый день войны – 22 июня 1941 года – застал нас в лагерях, где мы совершенствовали лётную выучку... И с этого памятного дня началась наша боевая жизнь. Мы прикрывали военно-морские базы, корабли флота и другие объекты на побережье и островах Балтийского моря и Финского залива.
Из-за отсутствия в составе ВВС флота штурмовой авиации нам, истребителям, приходилось – насколько это было возможно – заменять штурмовиков. По шесть-семь раз в день мы совершали вылеты на бомбометание, уничтожая живую силу и боевую технику противника на суше и на море. Это была тяжёлая, не рассчитанная на истребителей, боевая работа. Так мы осуществляли поддержку наших войск на подступах к Ленинграду, а затем (во время блокады) и самого города.
В августе 1941 года мне довелось участвовать в обороне города Таллина, где находилась Главная военно-морская база КБФ (Краснознамённого Балтийского флота).
Первый воздушный бой произошёл 23 августа 1941 года в районе станции Рассику (Эстонская ССР) при выполнении воздушной разведки войск противника в составе трёх самолётов И-15бис. Старшим группы был тогда А.А.Мироненко, мой однополчанин, впоследствии генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза.
Я сразу заметил два остроносых Me-109, пытавшихся нас атаковать. Но учитывая, что нашей задачей была только разведка, вступать в бой мы не могли. Однако избежать прямого боевого столкновения стало невозможно. Бой этот мы вели как оборонительный, с отходом на свою территорию в боевом порядке «круг», с последующими атаками по противнику. А раз уж пришлось драться, то надо было драться эффективно. Так что группе удалось на почин подбить, а затем и сбить Ме-109...
Зимой 1941/1942 года Ленинград оказался в блокаде. Находясь в составе истребительного авиаполка, мы прикрывали Ладожскую ледовую трассу – знаменитую «Дорогу жизни» – с тем, чтобы обеспечить проход автоколонн с грузом, не допуская нанесения вражеских ударов по ним и баржам, доставлявшим боеприпасы в осаждённый город. Кроме того, мы способствовали эвакуации гражданского населения на «материк» – так называлась громадная часть нашей страны, не узнавшая ни оккупации, ни блокады.
1 января 1942 года, прикрывая с воздуха «Дорогу жизни», наша группа в составе шести самолётов вступила в бой с двенадцатью бомбардировщиками и истребителями противника. Силы были явно не равны: превосходство у противника двойное. Но это не смутило нас. Бой оказался недолгим и с неожиданным для врага исходом. Атаками сверху, используя элемент внезапности, нам удалось расстроить боевой порядок вражеских бомбардировщиков и заставить их бесприцельно сбросить бомбы. В результате этого тяжёлого, неравного боя нами были уничтожены два вражеских самолёта. А сопровождаемая нами автоколонна благополучно дошла до берега.
Находясь в должности командира звена, а затем и командира авиационной эскадрильи 3-го гвардейского истребительного авиационного полка, я много раз водил группы самолётов на выполнение боевых задач. Причём, как правило, мы вступали в бой с численно превосходящим противником, потому что немецкие Люфтваффе, то есть военно-воздушные силы, имели тогда численное преимущество. Примером тому могут служить воздушные бои в период снятия блокады Ленинграда в январе 1943 года и последующие боевые действия 1944 года.
23 января 1943 года, находясь в дежурстве с группой в составе шести ЛаГГ-3, мы были по тревоге подняты в воздух. По радио я получил задачу: следовать в район Невской Дубравы с целью отражения воздушного удара самолётов Ю-88 по нашим наземным войскам. Главное – не дать нанести этим «юнкерсам» бомбовый удар по советским войскам на линии фронта. Задача была не простая. Состав группы Ю-88 и прикрывавших её истребителей Ме-109 численно превосходил нас в несколько раз.
При подлёте к указанному району я обнаружил противника в боевом порядке: «юнкерсы» шли тремя эшелонами, а непосредственным прикрытием им служили Ме-109 – в общей сложности более пятидесяти самолётов. Считай: один наш – почти к десяти врага.
Оценив воздушную обстановку, я принял решение: последовательно всей своей шестёркой атаковать врага с передней полусферы.
После первой атаки приказал двум своим самолётам занять положение для прикрытия ударной группы при выполнении повторных атак наших истребителей по бомбардировщикам врага.
Атака была стремительной и потому для противника неожиданной, так как она осуществлялась в тот момент, когда немецкие лётчики сосредоточили всё своё внимание на подготовке к нанесению удара по войскам Ленинградского фронта и готовились к проведению бомбометания по нашим войскам.
И повторные атаки нашей шестёрки по «юнкерсам» были такими же непрерывными и стремительными, с точным учётом метеоусловий в районе боя и нахождения солнца (относительно врага) в период атак.
В результате первой же атаки нами были сбиты два Ю-88. Немцы не ждали, что мы, шестёрка истребителей, пойдём на такой риск, и отход врага был беспорядочным, будто у захлебнувшегося пловца, который уже сам не понимает, куда плывёт.
В сводках Совинформбюро в этот день было передано: группа наших истребителей в составе 6 самолётов ЛаГГ-3 под командованием капитана Цапова по тревоге была поднята в воздух и встретила численно превосходящего противника в районе Невской Дубравы. ЛаГГи вступили в неравный бой, в результате которого уничтожили семь самолётов врага и, не потеряв ни одной своей машины, малочисленная группа возвратилась на свой аэродром. А главное – не допустила мощного удара противника по нашим войскам.
Подобных боёв в период войны у нас было немало при выполнении различных боевых задач. Но этот самый памятный для меня. Потому что мы полностью овладели ситуацией в тяжёлой схватке с численно превосходящим противником.
И ещё я сделал для себя вывод: встретив превосходящую нас численно группу противника, начинать действия с расчленения её сил на части.
Именно так было, когда мы направились в район Синявинских высот, где противник стремился нанести нам эшелонированный удар тремя группами Ю-88 и Ю-87 под прикрытием Me-109 на подходе к линии фронта. Мы сходу атаковали первую затем вторую и третью группы. И хотя лобовая атака трёх немецких групп была стремительной и по расстановке сил – опасной для наших войск, но неожиданные для врага действия с нашей стороны позволили нам расстроить боевой порядок их групп и затем, сбив несколько бомбардировщиков, создать в стане врага панику. Противник стал беспорядочно сбрасывать бомбы на свои же войска, потом разворачиваться и уходить.
Использовали мы тогда и фактор погоды, очень важный в авиации. Метеоусловия не позволяли этой группе немцев оказать активное противодействие нашим истребителям...
Продолжалось изгнание фашистов с нашей земли. Наш Ленинградский фронт совместно с Краснознамённым Балтийским флотом проводил наступательные операции. С этой целью высаживались мелкие десанты на побережье Финского залива, в тыл врага, на острова Балтийского моря и Финского залива...
Одна из таких операций была проведена в Нарвском заливе в районе города Нарва на левом берегу реки Нарова.
Группа десантных кораблей и плавсредств 13-14 февраля 1944 года начала операцию по высадке десанта, которую прикрывала 1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия.
Метеоусловия для высадки были выбраны сложные, с тем, чтобы затруднить действия авиации противника и создать наиболее благоприятные условия нашим силам при высадке десанта. Прикрытие осуществлялось мелкими группами истребителей с воздуха и дежурством самолётов на земле в готовности №1.
Находясь в воздухе, я заметил, что к району высадки приближаются мелкими группами до тридцати самолётов Ю-87. По моей команде – атаковать всей группой эти «юнкерсы» – начался воздушный бой. Основная цель боя была – не допустить прицельного бомбометания и не дать возможности противнику атаковать корабли десанта. Бой проходил в сложных метеоусловиях, что для ленинградского климата типично. Мы действовали на малых высотах и при плохой видимости. Первая же атака наших истребителей была эффективной: удалось поджечь три Ю-87. Повторные атаки совершались так же стремительно. Противник начал беспорядочно сбрасывать бомбы и отходить.
В это время я заметил, что мой ведомый (имени и фамилии его не раскрываю по соображениям такта) оказался в сложной ситуации. Я понимал, что он – новичок среди нас, а выручить товарища в бою – святое дело. Раздумывать тут было некогда: того и гляди мой ведомый подвергнется атаке самолёта ФВ-190 с задней полусферы. Я приказал своей ведомой паре отразить эту атаку противника и выручить новичка. А сам я, тоже совершая манёвр, пошёл на сближение с этим самым ФВ-190, давая товарищу ускользнуть. Атака «фоккера» была сорвана, а ФВ-190 сбит.
Итак, атака преобладающей численно группы ФВ-190 была отбита, противник уничтожен. Задачу по прикрытую мы выполнили. Наш десант и корабли от удара с воздуха были защищены, потерь не имели, у наших истребителей их тоже не было.
Вот после этого боя я со своим ведомым поговорил серьёзно о том, насколько опасны даже малейшие элементы паники в бою.
Биографию подготовил:
Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Воробьёв М.В. и др. Смоляне - Герои Советского Союза. М., 1982
Всем смертям назло. М., 2000
Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977
Герои Советского Союза и Российской Федерации Военно-Морского Флота (1937-2014). С.-Петербург, 2017
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Личное дело
Советские асы 1941-1945. Автор-составитель М.Ю.Быков. М.: Яуза Эксмо, 2008