Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-торпедоносцы
Давыдов Сергей Степанович

Давыдов Сергей Степанович

25.10.1907 - 05.08.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

22.07.1944

Медаль № 4007

Давыдов Сергей Степанович — штурман авиационной эскадрильи 12-го гвардейского авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота), гвардии капитан.

Родился 25 октября 1907 в городе Камышин Сталинградской (ныне Волгоградской) области, в семье рабочего. Русский. Образование неоконченное среднее. Работал на обувной фабрике в Саратове.

В Военно-Морском Флоте с 1929 года. Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил Ейскую школу морских лётчиков и курсы штурманов при Военно-морском авиационном училище имени С.А. Леваневского. Служил на Дальнем Востоке в 117-м полку морской авиации. Первые дни войны встретил на курсах усовершенствования командирского состава.

В составе ВВС Балтийского флота с июня 1942 года. Гвардии капитан Давыдов к июню 1944 года совершил 101 боевой вылет, уничтожил 2 транспорта, 2 сторожевых корабля, 2 быстроходных десантных баржи, тральщик, канонерскую лодку, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника. Участвовал в операции по потоплению немецкого броненосца "Ниобе" в финском порту Котка.



Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Давыдову Сергею Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручение ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Войну гвардии майор Давыдов закончил в должности флагштурмана 12-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка.

Гвардии майор Давыдов погиб от руки врага 5 августа 1945 года в эстонском городе Пернов (ныне Пярну, Эстония). Похоронен в городе Пярну.

Награждён орденом Ленина (22.07.44), 4 орденами Красного Знамени (23.09.42; 22.05.43; 14.03.44; 30.04.45), орденом Красной Звезды (03.11.44), медалями.

Его имя носит улица в Камышине и носила средняя школа в городе Пярну (Эстония).


Обстановка на Балтике в 1942 году сложилась таким образом, что доступ нашим кораблям в Балтийское море был закрыт. Враг минировал фарватеры Финского залива, оказывал яростное сопротивление своей авиацией, боевыми кораблями. Немецкие военные суда беспрестанно курсировали по Балтике, доставляя к линии фронта боеприпасы, горючее, технику, живую силу, продовольствие. В этой ситуации особо важная роль отводилась пикирующим бомбардировщикам, наиболее точно поражающим цель. Экипаж С. С. Давыдова с первых месяцев его боевой службы в ВВС Балтфлота сумел начать отсчёт крупных операций по уничтожению противника.

Так, 7 июля в немецкой военно-морской базе Таллина, невзирая на ожесточённое противодействие зенитной артиллерии, самолёт капитана Давыдова с пикирования прямым попаданием потопил вражеский транспорт водоизмещением 8000 тонн, груженный танками и боеприпасами. В этом боевом полете самолёт был «помечен» зенитным снарядом, имел до 10 крупных пробоин. Несмотря на серьёзное повреждение, экипаж дотянул его до своего аэродрома. На протяжении всего маршрута штурман Давыдов помогал лётчику ориентироваться в полете, обходить опасные зоны.

Вообще июль 1942 года был для экипажа, в котором нёс боевую вахту штурман Давыдов, очень продуктивным. 9-го июля в Соммерской операции Сергей Степанович с пикирования прямым попаданием потопил канонерскую лодку противника. Эта потеря немцами подтверждена контрольной разведкой. 20 июля противник вёл ожёсточенный обстрел Ленинграда. Получив боевое задание, гвардии капитан Давыдов вылетел с целью проведения бомбоудара по артбатареям в район Наново. В этот день он уничтожил две дальнобойных батареи гитлеровцев.

Не всегда наши бомбардировщики благополучно долетали до намеченных целей. Вылет экипажа на задание 4 августа 1942 года как будто не предвещал никаких сюрпризов. Солнце уже садилось, самолёт шёл по курсу, под кромкой облачности. Вдруг Давыдов заметил вражеские истребители. Командир экипажа капитан М.С. Ерохин немедленно принял решение уйти в облачность и стал набирать высоту. Через несколько минут машину сильно тряхнуло и бросило с 2000-метровой высоты и она пошла в отвесное падение: дало о себе знать грозовое облако. «Мессершмитты» между тем дождались, когда советские лётчики вынырнут из облаков и устремились за ними.

Тут же застрекотал пулемёт, начался воздушный бой. Опытный экипаж применял все возможные маневры, чтобы не попасть под смертельный огонь превосходящего по своим силам противника. Но и «мессершмитты» не дремали, перестраивались. Два из них зашли с боков, чуть вперёд, два стали атаковать Пе-2 сзади сверху, а два прямо по горизонтали били с хвоста.

Один из «мессеров» подошёл слишком близко. Его очередь прошила советский самолёт в нескольких местах, и вдруг командир экипажа услышал: «Есть!» Это кричал штурман, многозначительно показывая большой палец. В этот момент один из самых нахальных «мессершмиттов» уже врезался в воду Балтики.

Тем временем пятёрка оставшихся стервятников продолжала яростно атаковать экипаж со всех сторон. Хотя Давыдов получил ранение в обе ноги (таким шквальным был огонь противника), он не выпускал из рук пулемёта и по-прежнему отражал атаки, успевая направить ствол пулемёта то влево, то вправо. Неожиданно пулемёт заело. Пока Давыдов занялся устранением неисправности, стрелок-радист Ершов отвинтил бортовой пулемёт и так, держа его в руках, вёл огонь в любую сторону, где только появлялись самолёты противника. Под его огонь попал ещё один из «мессершмиттов», который, как и первый, с шумом скрылся в воде.

Штурман быстро исправил повреждение, и последующие атаки оставшейся вражеской четвёрки не увенчались успехом.

Штурман Давыдов и стрелок-радист Ершов ловко их отбивали. Понимая, как важны маневры, командир экипажа Ерохин направил самолёт ближе к островам и прибрежному лесу. «Мессеры» приотстали, а затем развернулись и взяли курс в сторону.

После возвращения на аэродром экипаж сделал разбор полёта. Победу принёс ряд тактических приёмов, в том числе уход на бреющий полет, что лишило противника возможности атаковать Пе-2 снизу. Немаловажным было и другое. Увлекая немецкие истребители дальше от базы, экипаж сделал проблематичным долгое их пребывание в воздухе из-за ограниченного количества горючего. Наконец, решающее значение имел опыт отражения атак: штурман и стрелок-радист максимально использовали возможности вооружения самолёта. Экипаж практически безостановочно отражал атаки фашистских стервятников.

Буквально через полтора месяца за мастерство, мужество и храбрость, проявленные в борьбе против немецких захватчиков, за успешное выполнение заданий командования и ущерб, нанесённый противнику, штурман первой эскадрильи гвардейского пикировочного авиационного полка капитан Сергей Степанович Давыдов был награждён орденом Красного Знамени. К этому времени его экипаж совершил уже множество боевых вылетов с целью уничтожения транспорта и кораблей, огневых средств, живой силы и техники противника. Боевые задания Сергей Степанович выполнял отлично, в воздушных боях он лично сбил два вражеских истребителя, потопил и повредил несколько кораблей.

После представления к ордену Красного Знамени список побед в боевых операциях капитана С. С. Давыдова неуклонно рос. Вот лишь несколько эпизодов.

31 августа 1942 года бомбоударом с пикирования он разбил железнодорожный эшелон на железнодорожной станции Волхово, уничтожив 10 вагонов с грузом и боезапасами противника;

5 сентября 1942 года уничтожил артминомётную батарею противника в районе Покровское;

19 марта 1943 года уничтожил штаб дивизии «СС» в посёлке Ульяновское, взорвал склад боезапасов в посёлке Саблино;

21 марта 1943 года на станции Антропшино уничтожил склад боезапасов;

13 апреля 1943 года при выполнении боевого задания в воздушном бою отбил все атаки и сбил истребитель противника типа ФВ-190 («Фокке-Вульф»).

21 мая 1943 года был ведущим шести самолётов Пе-2; преодолевая сильное противодействие зенитной артиллерии и отбиваясь от атак истребителей противника, привёл экипажи к цели и разрушил железнодорожный мост через Нарву, вывел его из строя на продолжительное время. За успешное выполнение этих заданий и нанесение огромного ущерба гитлеровцам гвардии капитан С. С. Давыдов 24 мая 1943 года награждён вторым орденом Красного Знамени.

Сергей Степанович Давыдов внёс свой значительный вклад в героическую оборону города Ленинграда. Штурман совершал бомбардировочные удары по скоплению живой силы, танков и техники противника; бомбил вражеские артиллерийские и миномётные батареи под Ленинградом, обстреливающие город; прямыми попаданиями бомб рушил укрепления фашистов и взрывал склады боеприпасов. За этот вклад, внесённый в героическую оборону легендарного города на Неве, отважный воздушный боец был удостоен медали «За оборону Ленинграда».

Но особенно были точны удары Давыдова по морским целям. Только за период с 23 марта по 13 мая 1944 года он прямым попаданием бомб потопил два сторожевых корабля, один тральщик и две быстроходные десантные баржи. А 13 мая при бомбардировках, в которых участвовал Давыдов, группы советских самолётов разбили портовые железнодорожные склады. По сообщениям финского радио, ущерб, нанесённый фашистам, составил тогда один миллион марок.

Мало кто знал из них, что буквально за пять дней до этого налёта легендарный штурман потопил транспорт противника водоизмещением 3000 тонн. Этот бой был поистине героическим. Узнав о курсе пикирующего бомбардировщика, немцы подняли свою истребительную авиацию, включили в бой зенитную артиллерию, но ничто не могло помешать лётчику-балтийцу выполнить свою боевую задачу.

Один из значительных эпизодов боевой биографии Давыдова, это участие в операции по потоплению немецкого броненосца "Ниобе" в финском порту Котка. Идея операции по уничтожению «Ниобе» сводилась к тому, чтобы одновременно с пикированием и с бреющего полёта нанести мощный удар, в результате которого вражеский корабль был бы наверняка уничтожен. Продумано было и обеспечение. Помимо истребителей непосредственного прикрытия выделялся ещё один полк (11-й гвардейский истребительный), который должен был прийти в район за пять минут до пикировщиков и очистить воздух от истребителей противника. А за три минуты до появления пикировщиков по всей системе противника — зенитным орудиям, огневым точкам, станциям наведения должна была наносить удары штурмовая авиация. Эту подготовку осуществили блестяще.

Современное вооружение и хорошо поставленная противовоздушная оборона не спасли крейсер. Пикирующие бомбардировщики, выдержавшие в коротком бою до 3 тысяч разрывов зенитных снарядов, смогли нанести «Ниобе» сокрушительный удар. В него угодило больше десятка бомб. Точное количество попаданий установить не удалось из-за возникших на крейсере пожаров. Потом начались взрывы. Последний из них довершил дело: «Ниобе» был уничтожен. Пошёл ко дну из-за меткого попадания бомб и стоявший рядом транспорт водоизмещением 6 тысяч тонн.

За участие в этой беспримерной в истории Великой Отечественной войны боевой операции и за образцовое выполнение боевого задания 33 лётчика и штурмана были награждены орденами Красного Знамени. Командиру соединения гвардии полковнику Василию Ивановичу Ракову было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, подполковнику Пономаренко, капитану Тихомирову, старшему лейтенанту Сачко и штурману этого соединения Давыдову — звание Героя Советского Союза.

К концу 1944 года грудь гвардии капитана Давыдова кроме ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», трёх орденов Красного Знамени и медали «За оборону Ленинграда» украшал также орден Красной Звезды, которым он был награждён 3 ноября того же года за выслугу лет в Военно-Морском Флоте. Давыдову также было присвоено звание майора.

До конца 1944 года он успевает совершить ещё один подвиг. 16 сентября в составе 33 самолётов Пе-2, на ведущем бомбардировщике командира авиационного полка Давыдов произвёл бомбоудар по одной из укреплённых военно-морских баз немцев — Либаве (Лиепая). В результате удара потоплены три подводных лодки, два транспорта общим водоизмещением 8 тысяч тонн и нанесены крупные повреждения портовым сооружениям. В этот же день гвардии майор Давыдов в воздушном бою сбил вражеский самолёт типа ФВ-190.

В тот период он наносит меткие бомбардировочные удары по скоплениям танков, другой техники и живой силы противника, по кораблям и различным военно-морским базам. За время этих вылетов в составе группы самолётов Пе-2 было потоплено 15 транспортов общим водоизмещением до 80 тысяч тонн, две быстроходных десантных баржи, гидрографическое судно водоизмещением 3 тысячи тонн, миноносец.

В канун Дня Победы над фашистской Германией за произведённые 35 успешных боевых вылетов, в результате которых было уничтожено большое количество живой силы и техники противника, за уничтожение истребителя ФВ-190, за отличную организацию в полку штурманской службы гвардии майор С. С. Давыдов был награждён четвёртым орденом Красного Знамени.

Биографию подготовил: А.Е.Мельников

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Герои-волгоградцы. Волгоград, 1967

Шамаев В.М. За право жить. Камышин 2002