Ткачёв Николай Семёнович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4058
Ткачёв Николай Семёнович - командир эскадрильи 703-го штурмового авиационного полка 281-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, капитан.
Родился 1 декабря 1917 года в городе Краматорск ныне Донецкой области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 8 классов, а в 1938 году – Мариупольский аэроклуб. В 1935-1937 годах работал слесарем на заводе имени Ильича в городе Жданов (ныне Мариуполь) Донецкой области.
В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков имени Пролетариата Донбасса. В школе освоил три типа самолетов: У-2, Р-5 и бомбардировщик СБ. Проходил службу в 313-м отдельном разведывательном авиационном полку под Минском.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В первые дни войны его авиаполк потерял почти все боевые машины. Николай Ткачёв вместе с другими летчиками вынужден был выходить из окружения. Вновь сел за самолет только в Смоленске.
Принимал участие в обороне Москвы, в освобождении Ржева, Калинина, в боях в небе Ленинграда, Прибалтики. Сражался на Западном, Калининском, Волховском и Ленинградском фронтах. В боях с немецко-фашистскими захватчиками был несколько раз ранен и контужен. Его самолет трижды сбивали.
Командир эскадрильи 703-го штурмового авиационного полка (281-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан Николай Ткачёв на самолётах ИЛ-2 к марту 1944 года совершил 116 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск противника, уничтожил 16 самолетов на аэродромах, большое количество техники и живой силы врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Ткачёву Николаю Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4058).
После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах СССР. До декабря 1945 года служил в 703-м штурмовом авиационном полку. В 1948 году и в 1954 году оканчивал Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). Был заместителем командира полка по летной подготовке. Освоил несколько типов реактивных самолётов. С 1958 года майор Н.С. Ткачёв — в запасе.
Жил в городе Жданов (ныне – Мариуполь) Донецкой области. Работал мастером в железнодорожном цехе строительной организации «Азовстальстрой», диспетчером на заводе «Ждановстроитель». Принимал активное участие в патриотическом воспитании молодежи. Скончался 17 октября 1980 года.
Награжден орденом Ленина, 2-я орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, медалями.
Именем Героя названа улица в городе Мариуполь.
Да, он родился в Краматорске, но родными пенатами все-таки считал город Жданов. Здесь прошла его юность, здесь он приобщился к «великой армии труда» — работал слесарем
на заводе имени Ильича, отсюда ушел в большую жизнь и сюда же вернулся после нелегких и дальних дорог.
А дороги его, как и многих сверстников, пролегали через войну. И было на пути все: и
горькие потери и поражения, и преодоления, казалось бы, непреодолимых трудностей, и высокие взлеты радости от удач, побед. Он защищал Москву, Ленинград...
Разве можно забыть такое. В первые же дни войны авиаполк потерял почти все боевые машины, многих товарищей. Оставшиеся в живых летчики выходили из окружения по бездорожью, глухоманью, густыми белорусскими лесами пробивались к своим.
Только в Смоленске Николай Семенович Ткачёв вновь сел в самолет. Даже не передохнув после столь трудного пути, вылетел на задание. Все виденное, пережитое не позволяло ему терять и минуты — скорее в бой на зарвавшегося врага.
Первое задание не выделялось сложностью. Надо было разведать железнодорожные узлы, зафотографировать места скопления вражеских поиск, а в наиболее подходящем месте израсходовать по назначению бомбовый запас. Несмотря на сильный зенитный огонь, Ткачёв прорвался на территорию, занятую врагом, блестяще выполнил задание. А на обратном пути бомбардировщик атаковали «мессершмитты». Они кидались со всех сторон, и стрелку-радисту нелегко было отстреливаться. Ему удалось прошить очередью одною стервятника. А вскоре трассы вражеских пуль забарабанили по бомбардировщику. Пламя охватило один мотор, переметнулось на второй. Покидать самолет уже было поздно — языки пламени лизали кабину, обволокли крылья, а колеса чиркали о макушки деревьев. Ткачёв терпел, изо всех сил тянул самолет на восток, к своим. Но вот машина вздрогнула, повернулась набок и ткнулась в густой кустарник носом и уцелевшим крылом — второе отвалилось в воздухе.
Обгоревшие Ткачёв и стрелок-радист выбрались из машины, с трудом вытащили раненого штурмана. Самолет пылал, но командиру еще раз довелось забраться в него — выхватить фотокассеты. Успел он это сделать за минуту до взрыва самолета...
И вот под командованием капитана Н.С. Ткачева группа самолетов Ил-2 снова на задании. Преодолена линия фронта, позади заградительный огонь вражеских зениток. Самолеты разворачиваются и на ранее разведанные цели сыпят бомбы. Точность ударов отличная. Горят танки, тягачи, машины, пехота мечется в панике, ища укрытий. Командир первым выходит из атаки и дает команду «кончать работу». Обратный курс — прежний. Откуда ни возьмись, на группу навалились около пятнадцати «мессершмиттов» и «брюстеров». Ткачёв передал по рации команду: «Держать строй и отражать атаки истребителей».
На командирскую машину налетели сразу три, взяли в «клещи». Штурман и стрелок-радист отражали атаки, а Ткачёв, будто слившись со штурвалом, продолжал вести самолет.
Вскоре возле командирской машины остались два истребителя. Потом «клюнул» носом и кувырком пошел к земле еще один. Другие стрелки тоже подожгли два, а два подбили. Атаки стали затухать и, наконец, совсем прекратились.
А потом были другие вылеты — один сложнее другого, были ранения, контузии. Трижды Н.С. Ткачёва сбивали, а он уничтожил 16 самолетов, да еще 20 железнодорожных вагонов и 2 паровоза, около 150 автомашин, 26 дотов, 9 складов с горючим и боеприпасами, 14 танков и около полутора тысячи солдат и офицеров противника.
За эти подвиги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года Николаю Семеновичу Ткачёву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Из книги А.А. Трокаева «Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза». Донецк, «Донбасс», 1976 год. с. 421-422
Биографию подготовил:
Герои войны. - Таллин, 1984
Герои ленинградского неба. - Л.: Лениздат, 1984
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Кавалеры Золотой Звезды. - Донецк: Донбас, 1976
Трокаев А.А. Герои пламенных лет. Донецк: Донбас, 1985