Бесчастнов Александр Георгиевич
Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации
Медаль № 754
Бесчастнов Александр Георгиевич – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института имени М.М.Громова.
Родился 14 апреля 1957 года в городе Иркутск. Русский.
В армии с 1974 года. В 1978 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1985 года – в запасе. В 1986 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
С июля 1986 года – на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте имени М.М.Громова. Провёл ряд сложнейших испытаний различных самолётов на устойчивость, управляемость, прочность, большие углы атаки и на штопор. В сложны климатических условиях провёл полномасштабные испытания опытных самолётов Л-8 и JL-8 китайского производства. Провёл ряд испытательных работ на летающих лабораториях на базе самолётов Су-27, Су-30 и МиГ-29, участвовал в отработке режимов дозаправки маневренных самолётов в воздухе. 24 июля 1993 года в последний момент катапультировался из истребителя МиГ-29, столкнувшегося при выполнении парного пилотажа с другим самолётом. Участвовал в испытаниях высотного самолёта М-55 «Геофизика», в 1999-2000 годах выполнил на нём серию уникальных полётов в районах Атлантики, Антарктиды, Огненной Земли и Индийского океана. Осенью 2000 года вместе с А.Ю.Гарнаевым участвовал в проведении лётного эксперимента в рамках расследования причин авиакатастрофы пассажирского самолёта Як-40, во время которой погибли журналист Артём Боровик и бизнесмен Зия Бажаев. Участвовал в сертификационных испытаниях турбовинтового самолёта бизнес-класса М-101Т «Гжель».
12 сентября 2001 года во время испытательного полёта на максимальной скорости произошло разрушение руля высоты. Самолёт М-101Т «Гжель» стал неуклонно снижаться к земле. Экипаж предпринял несколько попыток выровнять машину, но они не увенчались успехом. Было принято решение покинуть неуправляемый самолёт. В «Гжели» была лишь одна дверь, через которую можно было покинуть самолёт. Рядом с нею сидел командир экипажа О.А.Щепетков. Несмотря на негласное правило, согласно которому командир последним покидает борт судна, он был вынужден первым покинуть самолёт с парашютом. В противном случае второй пилот А.Г.Бесчастнов попросту не смог бы пролезть к двери. После прыжка командира А.Г.Бесчастнов перелез на его кресло командира экипажа и приготовился к покиданию самолёта. В этот момент лётчик заметил, что самолёт падает на дачный посёлок, в котором находились люди. Александр Бесчастнов остался в самолёте и, используя уцелевший руль направления, до последнего момента уводил падающую машину в сторону от посёлка. Высоты для парашютного прыжка у него уже не было. При касании самолёта с землёй лётчик получил тяжелейшие травмы и скончался в поисково-спасательном вертолёте по дороге в больницу.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 2002 года лётчику-испытателю Бесчастнову Александру Георгиевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Медаль «Золотая Звезда» (№754) передана на хранение семье Героя.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен на кладбище посёлка Островцы Раменского района Московской области.
Заслуженный лётчик-испытатель РФ (1997), старший лейтенант. Награждён медалями.
В Жуковском на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска; на месте гибели – памятный знак.
Биографию подготовил:
Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001