Герой Российской Федерации
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Маслов Александр Спиридонович

Маслов Александр Спиридонович – командир 3-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й авиационной дивизии дальнебомбардировочной авиации, капитан.

Родился 22 ноября 1907 года в селе Андреевском Коломенского района Московской области. В 1921 году окончил 4 класса коломенской заводской школы, а в 1926 году – школу крестьянской молодежи в местечке Аннино. В том же году окончил в Москве курсы киномехаников. Три года работал киномехаником в Коломне при отделе народного образования.

В Красную Армию призван в октябре 1929 года Коломенским горвоенкоматом Московской области. Служил в 10-м Туркестанском стрелковом полку в Ленинграде. Там же, в Ленинграде, учился в военно-теоретической школе лётчиков. Окончил 2-ю военную школу лётчиков (город Борисоглебск) и курсы командиров кораблей (город Ейск). Служил старшим лётчиком в 16-й тяжелобомбардировочной эскадрилье (город Ржев). С февраля 1935 года А.С. Маслов проходил службу в 21-й авиационной бригаде (город Ростов-на-Дону), а с ноября 1940 года – в 3-м дальнебомбардировочном авиационном корпусе. С мая 1941 года – командир 3-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й авиадивизии дальнего действия Западного особого военного округа, преобразованного с началом Великой Отечественной войны в Западный фронт.

С первых часов войны капитан А.С. Маслов принимал участие с боях с немецко-фашистскими захватчиками. 26 июня 1941 года, вылетевший в 8 часов 30 минут во главе авиационного звена для нанесения бомбового удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно – Родошковичи, его самолёт-бомбардировщик ДБ-3Ф был подбит. Вместе с командиром погибли штурман лейтенант В.М. Балашов, стрелок-радист младший сержант Г.В. Реутов, стрелок младший сержант Б. Бейскбаев.

После распада Советского Союза, в начале 1990-х годов, появилась журналистская версия о том, что капитан А.С. Маслов с вверенным ему экипажем протаранил находящуюся в стороне от шоссе немецкую зенитную батарею. Но в первые дни войны никаких специальных зенитных батарей немецкие сухопутные части вдоль дорог не выставляли. Прикрытие колонн немецко-фашистских войск осуществлялось самоходными малокалиберными установками (ЗСУ), которые двигались по дороге вместе с техникой в общей колонне.

В 1994 году в газете «Известия» была опубликована статья «Экипаж капитана Маслова достоин звания Героев», из которой следовало, что 26 июня 1941 года с аэродрома в Боровском, что под Смоленском, поднялся на выполнение боевого задания 207-й авиационный полк 42-й авиационной дивизии дальних бомбардировщиков. Командиром 4-й эскадрильи был капитан Н.Ф. Гастелло, а 3-ю эскадрилью вёл в бой капитан А.С. Маслов. Из боя не вернулись два экипажа...

Автор материала утверждал, что в 1951 году в связи с десятилетием подвига Николая Гастелло, совершившего огненный таран вражеской колонны авто-, мото-, бронетехники («мощный взрыв потряс скопление вражеской бронетехники, огненный смерч перекинулся на другие танки противника») было решено перенести останки членов экипажа самолёта от места гибели в сквер в центре посёлка Радошковичи. При перезахоронении был обнаружен пластмассовый медальон с документом, принадлежащим старшему сержанту Г.В. Реутову – воздушному стрелку-радисту экипажа А.С. Маслова. В результате все четыре члена экипажа Маслова, считавшиеся «пропавшими без вести», стали «погибшими при выполнении боевого задания». Но главный вывод, который сделала газета «Известия», заключался в том, что подвиг, который вошёл в историю нашего Отечества и историю Великой Отечественной войны, как «подвиг капитана Гастелло», совершил экипаж самолёта-бомбардировщика капитана А.С. Маслова.

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, капитану Маслову Александру Спиридоновичу и членам его экипажа — лейтенанту Балашову Владимиру Михайловичу, младшему сержанту Бейскбаеву Бахтурасу и младшему сержанту Реутову Григорию Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Экипаж похоронен в братской могиле в посёлке Радошковичи Молодечненского района Минской области Белоруссии*.

Несомненно то, что советские лётчики в первые дни Великой Отечественной войны, верные своей Родине и воинской присяге, совершали чудеса героизма… Но, к сожалению, большая часть из них, погибнув в первые часы и дни войны, не были отмечены государственными наградами, а порой даже не были достойно погребены…

От экипажа, совершившего огненный таран, после падения и взрыва самолёта в скоплении вражеской техники вряд ли могли сохраниться какие-либо останки… При этом факт нахождения в 1951 году тела капитана А.С. Маслова – главное доказательство того, что он огненного тарана не совершал. Самолёт Маслова был подбит на несколько часов раньше самолёта Гастелло, так как его звено вылетело в 8 часов 30 минут (звено Гастелло вылетело в полдень, то есть в 12 часов), и потерпел крушение на бреющей траектории.

Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (27.04.1992, посмертно).

Именем А.С. Маслова названы улицы в Коломне и в посёлке Проводник Коломенского района Московской области, а также средняя школа посёлка Проводник. В этом же посёлке на доме №4 по улице, носящей имя Александра Маслова, и на здании Проводниковской средней школы установлены мемориальные доски. В музее Боевой и трудовой славы Проводниковской средней школы хранится мемориальная доска, ранее установленная на доме в селе Андреевском, в котором родился А.С. Маслов. В селе Андреевское установлен памятный знак А.С. Маслову.


*по данным учетной карточки воинского захоронения, учетной карточки воинского захоронения, учетной карточки воинского захоронения и учетной карточки воинского захоронения.


 

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Кузовкин А.И. Герои-коломенцы. - Коломна, "Лига", 2010