Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Ищенко Николай Александрович

Ищенко Николай Александрович

14.02.1910 - 12.09.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

27.07.1943

Медаль № 1062

Ищенко Николай Александрович – командир авиаэскадрильи 746-го авиационного полка (45-я авиационная дивизия, Авиация дальнего действия), майор.

Родился 1 (14) февраля 1910 года в селе Большесидоровское ныне Красногвардейского района Республики Адыгея. Русский. Окончил 4 класса школы и Макйкопскую профтехшколу. Работал трактористом, шофёром в совхозе, бригадиром по ремонту на автотракторной базе Майкопского леспромхоза (до августа 1931 года).

В 1934 году окончил Батайскую лётную школу ГВФ. Работал пилотом в Свердловском авиационном отряде; летал на самолётах У-2, П-5, К-5, ПС-7, «Сталь-3». За выдержку и мастерство в аварийной ситуации был награждён орденом «Знак Почёта». На пассажирском самолёте ПС-40 освоил самую длинную в то время авиатрассу Москва–Иркутск.

В армии с февраля 1941 года. Был назначен заместителем командира авиаэскадрильи 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка, созданного по инициативе и под командованием А.Е.Голованова из лучших пилотов и штурманов Аэрофлота.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года в должности заместителя командира авиаэскадрильи 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка. На бомбардировщике Ил-4 участвовал в оборонительных боях в Белоруссии. 30 июня 1941 года при выполнении боевого задания его самолёт был сбит истребителями противника. Н.А.Ищенко до последнего тянул горящую машину к линии фронта и покинул её с парашютом в последний момент.

Обожжённый и тяжело раненный (у него была раздроблена пяточная кость), Н.А.Ищенко четыре месяца находился на излечении в госпитале. Лётная комиссия признала его негодным к службе в военной авиации и направила в Свердловск для работы в ГВФ. Однако лётчик добился разрешения вернуться на фронт.

С апреля 1942 года – командир корабля, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 746-го (с сентября 1943 года – 25-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия. На бомбардировщике Пе-8 неоднократно совершал ночные вылеты на бомбардировку и разведку крупных объектов противника в его глубоком тылу. Он трижды бомбил Варшаву и Кёнигсберг, дважды – Хельсинки и Тильзит; наносидл бомбовые удары по железнодорожным узлам и аэродромам Бреста, Инстербурга, Констанцы, Орши, Гомеля, Льгова, Вязьмы, Бахмача, Пскова, Курска, Борисова, Осиповичей, Рославля, Риги, Таллина и других городов. Всего за время войны совершил 142 боевых вылета (7 дневных на Ил-4 и 135 ночных на Пе-8).

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 года майору Ищенко Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1062).

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. Погиб 12 сентября 1945 года в авиакатастрофе на бомбардировщике Пе-8. Похоронен на Старом кладбище города Раменское Московской области.

Майор (1943). Награждён орденами Ленина (1943), Красного Знамени (1942), Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (1942), «Знак Почёта» (1936), медалями.

В родном селе в честь Героя сооружён мемориальный комплекс, средняя школа №8, в которой он учился, носит его имя.

Биография первоначально размещена в 2006 году Н.В.Уфаркиным на основании книги:
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. – М.: Воениздат, 1987,
а в январе 2009 года на основании точных архивных данных написана А.А.Симоновым.


Некоторые эпизоды биографии и лётной работы Н.А.Ищенко
(по материалам книги Х.И.Сиджаха «Твои Герои, Адыгея» (Майкоп, 2005):

В декабре 1935 года Н.А.Ищенко совершал пассажирский рейс на самолёте «Сталь-3». Уже на подходе к Свердловску на самолёте оборвалось крепление правой лыжи, которая приняла вертикальное положение. Создалась критическая ситуация. Бортмеханик Домрачёв по команде Н.А.Ищенко, привязавшись ремнями к своему сидению, без парашюта, рискуя жизнью, вылез через правое окно за борт самолёта на шасси и, пронизываемый встречным морозным ветром, встал на задник лыжи, приведя её в горизонтальное положение. В результате Н.А.Ищенко произвёл мастерскую мягкую посадку, сохранив жизни пассажиров и самолёт. За проявленное мужество и мастерство командир корабля и бортмеханик были награждены орденами «Знак Почёта».
…………………………………………………………………………………………………

30 июня 1941 года, совершая свой седьмой боевой вылет, Николай Александрович поднялся в воздух, в составе эскадрильи, имея задачу разрушить наведенные фашистами переправы через Березину в районе Бобруйска. Бомбардировщики шли без прикрытия наших истребителей. В 17 часов с высоты 800 метров они обрушили бомбовый груз на переправу и скопление вражеских танков. При попытке нанести второй удар они были внезапно атакованы двадцатью «мессершмиттами». Вступив в неравный бой, Н.А.Ищенко сбил одного стервятника, а второй был подбит. Но немцам удалось поджечь самолёт и ранить его командира. Погибли стрелок-радист и стрелок-бомбардир. Штурман корабля капитан А.И.Квасов по приказу Н.А.Ищенко покинул самолёт на парашюте. Оставляя дымный след, горящая машина потянулась к линии фронта. Неимоверным усилием воли и мастерства, стремясь удержать неуправляемый самолёт в горизонтальном положении, Николай Александрович пересёк линию фронта и выбросился с парашютом. Обожжённый и тяжело раненный, он с трудом добрался до своих.
…………………………………………………………………………………………………

Придя в 746-й авиационный полк, старший лейтенант Н.А.Ищенко только за первый месяц боевых действий совершил семь ночных вылетов, подвергая бомбардировке вражеские объекты в Орше, Брянске, Смоленске, Гомеле, и показал себя не только отличным лётчиком и мастером бомбового удара, но и смелым новатором, постоянно искавшим новые способы действий тяжёлых бомбардировщиков. Умело руководя организацией и подготовкой к боевым вылетам, он одним из первых в полку довёл до максимума бомбовую нагрузку на своём корабле и применил новую пятитонную бомбу ФАБ-5000.

Произошло это в ночь на 28 мая 1942 года. По данным разведки было известно, что в Могилёве в одном из зданий состоится совещание немецкого командования строгой секретности. Уничтожить это осиное гнездо было поручено Н.А.Ищенко.

Полёт проходил в условиях большой облачности, когда всё окружающее сливалось в однообразный серый фон. Как вспоминал бывший однокашник и однополчанин Николая Ищенко, заслуженный военный лётчик СССР полковник В.В.Пономаренко, от экипажа требовалось особое чутьё и опыт, чтобы отыскать не только нужный объект, но и сам город Могилёв. Много пришлось потрудиться штурману корабля капитану В.Г.Рогозину, чтобы точно вывести самолёт на цель и метко поразить её. Н.А.Ищенко блестяще справился с поставленной задачей. Как сообщила потом воздушная разведка, бомба вызвала взрыв огромной разрушительной силы, в результате которого было уничтожено около тысячи гитлеровцев.

А неделю спустя Николай Александрович такую же бомбу обрушил на скопление войск в районе железнодорожной станции Орёл.
…………………………………………………………………………………………………

В одну из ночей июля 1943 года после успешной бомбардировки железнодорожного узла города Орёл на самолёте Пе-8 зенитным огнём противника был выведен из строя первый мотор, и Н.А.Ищенко возвращался на свой аэродром на трёх моторах. Машина шла с небольшим снижением. Высотомер показывал 2.300 метров. Оставшийся один правый мотор работал на максимальных оборотах. Моторы левой стороны, имея превосходство в мощности, выбрасывали левую плоскость вперёд. Это могло привести к скверным последствиям, если бы не мастерство Н.А.Ищенко. Как развивались события дальше, описал в своих воспоминаниях «Боевые будни» Герой Советского Союза генерал-полковник авиации С.Ф.Ушаков, в то время капитан, штурман экипажа. Вот его рассказ:

«Прошло несколько минут, и самолёт был уже вне зенитного огня. Вдруг раздался сухой треск. На всех моторах упало давление бензина, а через некоторое время в результате повреждения бензомагистрали все моторы перестали работать. Попытки техников подкачать горючее ручным насосом ни к чему не привели.

Высотомер показывал 160 метров. Самолёт, не имея тяги, пытался сорваться то на нос, то на крыло. Но Ищенко так умело использовал рули, что машина его всё же слушалась. Он снижался под углом, который обеспечивал минимально необходимую скорость. Выровняв самолет, летчик включил фары (благо уже летели на своей территории), чтобы просмотреть местность.

Перед нами лежал какой-то поселок, были видны деревянные домики. Эту опасность видели Ищенко и второй пилот старший лейтенант Хорошилов. Но в это время луч фар осветил деревья. Лётчик сделал незаметный доворот. Высотомер показывал 120 метров. Ищенко решил дотянуть до леса, чтобы спасти жизнь экипажу и резко дёрнул машину вверх. Самолёт погасил скорость и всей площадью упал на деревья, уткнувшись в два толстых дуба средними моторами и повиснув на обломках им же сломанных деревьев. Все члены экипажа остались живы, хотя и получили травмы и ушибы...». Сам же С.Ф.Ушаков по приказу Н.А.Ищенко в последний момент выбросился с парашютом.

После возвращения в полк Николай Александрович отдыхал недолго. Уже на третий день он с перевязанной головой вылетел бомбить Вязьму. Полёт проходил в сложных метеорологических условиях. Самолёт часто попадал в нисходящие и восходящие потоки воздуха и машина иногда проваливалась на 200-300 метров. И только вблизи Вязьмы погода несколько улучшилась. Успешно прорвавшись сквозь стену заградительного огня противника, он точно сбросил бомбы на цель, вызвав семь больших очагов пожара и огромные разрушения, и благополучно вернулся на аэродром.
…………………………………………………………………………………………………

В конце июля 1943 года за проявленные мужество, героизм и умелое руководство боевыми действиями вверенной ему эскадрильи Николаю Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Это известие застало его в боевом налёте на Смоленск, где ему предстояло ударить по вражеским эшелонам, сосредоточенным на железнодорожном узле города. Боевая задача была выполнена с первого захода. Над эшелонами взметнулось пламя. Но когда Н.А.Ищенко, развернув самолёт, лёг на обратный курс, на него внезапно налетели четыре вражеских истребителя. Вступив в неравный воздушный бой, воздушные стрелки сбили два фашистских «мессера», но и наш самолёт, получивший серьёзные повреждения, загорелся. Николай Александрович сумел дотянуть до линии фронта и благополучно посадить горящую машину на нашей территории.
…………………………………………………………………………………………………

Полёт на Хельсинки, совершённый в ночь на 27 февраля 1944 года, проходил в крайне неблагоприятных условиях и потребовал от Н.А.Ищенко предельного напряжения сил и мастерства. Погода была сложная. Плотные снежные разряды и густые шапки облаков затрудняли выполнение задания. Но бомбардировщик, гружённый пятитонной бомбой, уверенно шёл к цели. Вдруг один из моторов начал барахлить. Николай Александрович выключил его и решил продолжать полёт на трёх моторах, потребовав от членов экипажа повышенной бдительности, а от штурмана капитана В.Г.Рогозина ювелирной точности расчёта и ориентировки. Кругом было темно. Линию фронта проскочили удачно, а когда летели над оккупированной фашистами территорией, неожиданно замелькали разрывы зенитных снарядов. Умело маневрируя между ними, Н.А.Ищенко точно вышел в назначенный район и, сбросив бомбу, благополучно возвратился на свой аэродром.
…………………………………………………………………………………………………

В августе 1943 года в 746-м авиаполку побывал известный советский писатель Александр Фадеев. Он встречался со многими лётчиками полка, в том числе и с Н.А.Ищенко, и, делясь своими впечатлениями на страницах журнала «Юность», о Николае Александровиче написал:

«Высокий, спокойный, кареглазый, моложавый парень с украинской, чуть смягчённой по манере произносить и мужественной по тембру речью, с вьющимися тёмными волосами. Хорошая, легко и охотно возникающая улыбка. Скромен до застенчивости (с людьми новыми), рассказывает медленно, слова клещами не вытащить. У него один из лучших экипажей в полку. Командир корабля и командир эскадрильи».

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Золотые Звёзды Адыгеи. 2-е изд., доп. и дораб. Майкоп, 1980.

Сиджах Х.И. Твои Герои, Адыгея. Майкоп. 2005.

Учётно-послужная карта