Андрюшин Яков Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 1075
Орден Ленина № 14775
Андрюшин Яков Иванович — командир эскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка 241-й бомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса 16-й воздушной армии Центрального фронта, капитан.
Родился 17 апреля 1906 года в городе Ставрополь. Русский. С 1912 года воспитывался в семье Андрюшиных Ивана Николаевича и Евдокии Никандровны в городе Армавир (ныне — Краснодарского края). В 1915-1917 года жил в городе Тифлис (ныне Тбилиси), где проходил воинскую службу отец. Во время февральской революции семья вернулась в Армавир.
Трудовую деятельность начал в 1922 году на стекольном заводе в Армавире. После окончания школы фабрично-заводского ученичества работал в депо станции Армавир. В 1928 году направлена на учебу на рабфак при Краснодарском педагогическом институте, который окончил в 1931 году.
В мае 1931 года по партийному набору направлен в Ленинградскую школу переподготовки командиров запаса, через 4 месяца переведен в 11-ю высшую школу пилотов в огороде Луганске. С 1933 года после окончания летной школы, проходил службу в 70-й авиационной бригаде в городе Витебск (Белоруссия). Принимал участие в освобождении западной Белоруссии и советско-финляндской войне 1939-1940 годов. В составе 43-го бомбардировочного полка совершил 24 боевых вылета.
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Весь боевой путь прошел в составе 128-го бомбардировочного авиационного полка, заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи. За первый месяц Великой Отечественной войны в небе Белоруссии, летая на самолёте СБ, произвел 16 боевых вылетов. Без прикрытия своих истребителей, благодаря умелому маневрированию и организованному ведению огня, всегда с честью выходил из самых сложных положений воздушной обстановки. Награжден орденом Красной Звезды.
В августе 1941 года полк был выведен а тыл на перевооружение, освоил новые самолеты – пикировщики Пе-2 и в декабре вернулся на фронт. В дальнейшем участвовал в боях на Северо-Западном, Калининском фронтах. В 1942 году был принят в ВКП(б) (вторично, в 1940 году был исключен).
В боевых вылетах неоднократно проявил лично мастерство и умение командовать подразделением. 16 января 1942 года ведущим шести самолётов Я.И. Андрюшин уничтожил до 15 самолётов противника. 7 февраля 1942 года ведущим звена бомбардировал колонну автомашин на дороге Сержино-Рубежное с высоты 500 метров. В результате уничтожено до 25 автомашин, 2 орудия. 19 мая 1942 года возвращаясь с разведывательного задания, самолёт Я.И. Андрюшина загорелся в воздухе, но, благодаря исключительному мужеству и высокому пилотному мастерству, лётчик приземлил горящий самолёт и спас жизнь экипажа.
К марту 1943 года командир эскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка капитан Я.И. Андрюшин совершил 149 боевых вылетов на бомбардировку важных военных объектов противника и воздушную разведку. Эскадрилья под его командованием совершила 1235 успешных самолёто-вылетов, уничтожила 96 вражеских самолётов на земле и 9 — в воздушных боях, 556 автомашин, 22 танка, 111 железнодорожных вагонов, около двух километров железнодорожного пути, 6 складов боеприпасов, 112 огневых точек, свыше 5000 солдат и офицеров противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования
на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Андрюшину Якову Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В дальнейшем воевал на Брянском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. К лету 1944 года совершил 251 боевой вылет (16 на СБ и 245 на Пе-2).
В июне 1944 года майор Андрюшин принял командование 35-м бомбардировочным авиационным полком. За короткий срок командования полком провел большую работу по подготовке личного состава к бомбометанию с пикирования и групповой слетанности.
13 июля, во время своего первого боевого вылета в составе полка, в районе города Хлебычен (Ивано-Франковская область) самолет командира полка шел ведущим, был сбит зенитной артиллерии. Летчик был выброшен взрывам из кабины самолета, приземлился на оккупированной территории, и раненый был взят в плен венгерскими солдатами.
Из-за полученных ранений и ожогов надолго потерял зрение. На допросах молчал, отказался сотрудничать с вербовщиком власовской армии, остался верен присяге. Первое время находился в плену в Венгрии, лечился в госпиталях в городах Станислав (ныне — Ивано-Франковск), Дебрецен (Венгрия), в лагере под городом Будапешт. Затем был передан гитлеровцам, о том что к ним попал Герой Советского Союза в документах не было указано. Содержался в лагерях на территории Австрии, Германии. 28 апреля 1945 года был освобожден наступающим частями Красной Армии из лагеря IV-B, в районе города Мюльберг. Находился на лечении в госпитале. Прошел проверку в органах НКВД, был восстановлен в воинском звании и в кадрах.
После излечения, в 1946 году по состоянию здоровья был уволен в отставку. Жил в городе Армавир Краснодарского края. Но месяцы, проведенные в фашистском концлагере, безнадёжно подорвали здоровье лётчика.
Умер 8 декабря 1954 года. Похоронен в Армавире на городском кладбище.
Награжден орденом Ленина (24.08.1943), двумя орденами Красного Знамени (13.06.1942; 04.09.1942), орденом Красной Звезды (26.07.1941), медалями.
Биографию подготовил:
Автобиография
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Документы на сайте «Мемориал»
Кубани славные сыны. - Кн. 1. - Краснодар, 1963