Глебов Михаил Максимович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 8831
Орден Ленина № 55150
Глебов Михаил Максимович – заместитель командира эскадрильи 11-го отдельного разведывательного Витебского краснознаменного ордена Кутузова авиационного полка 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, капитан.
Родился 24 июля 1921 года в деревне Тополевка ныне Вязниковского района Владимирской области в семье крестьянина. Русский. Окончил школу в селе Пески. Работал экспедитором хлебопекарни в городе Вязники, трудился в колхозе им. 8 марта в деревне Свиново. Окончил Вязниковский аэроклуб.
В июне 1940 году был призван в Красную Армию. Учился в Коростенской военной школе пилотов. Начало Великой отечественной войны встретил курсантом военно-авиационной школы в городе Энгельсе. Вместе с другими курсантами училища, после недолгой переподготовки, был переведен в 15-й запасной авиационный полк в город Петровск (Саратовская область).
Только в марте 1943 года убыл в действующую армию и получил назанчение в 11-й отдельный разведывательный авиационный полк 3-й воздушной армии Калининского фронта. Уже в полку освоил самолет Пе-2 и в апреле приступил к боевым вылетам. Уже через два месяца лейтенант Глебов получил первую боевую награду – орден Красного Знамени. В составе полка прошел до конца войны. Воевал на Калининском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах.
К декабрю 1944 года заместитель командира эскадрильи 11-го отдельного разведывательного авиационного полка капитан Глебов к декабрю 1944 совершил 133 боевых вылета на разведку и фотографирование войск, техники, оборонительных рубежей, крупных железнодорожных станций, узлов и портов противника, участвовал в 14 воздушных боях, проявив мужество и отвагу. В январе 1945 года был представлен к званию Героя Советского Союза.
Пока документы ходили по инстанциям боевые вылеты продолжались. К победному маю 1945 года отважный летчик совершил 172 боевых вылета, более 50 раз бомбил вражеские объекты, 35 раз сталкивался лоб в лоб с противником в воздухе, разведал 185 мест сосредоточения войск и техники гитлеровцев, 112 железнодорожных узлов и станций, 86 аэродромов и посадочных площадок. Также фотографировал военные объекты врага в Смоленске, Орше, Витебске, Полоцке, Шяуляе, Риге, Кенигсберге...
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Глебову Михаилу Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны Герой продолжал службу в военной авиации. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1975 года военный летчик 1-го класса полковник М.М.Глебов – в запасе.
Жил в городе Минск (Белоруссия). Активно участвовал в военно-патриотической работе, являлся заместителем председателя Совета Героев Советского Союза, проживающих в Минске. Умер 31 марта 2003 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине» 2-й степени (Республика Беларусь, 15.04.1999), медалями.
В Минске на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
ИЗ НАГРАДНОГО ЛИСТА
Капитан Глебов в Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков участвует с 6 марта 1943 г. Не имея боевого опыта в несении летной боевой работы на самолете Пе-2, при полку прошел кратковременную подготовку к боевым вылетам и с апреля 1943 года приступил к несению боевой летной работы по разведке.
За время нахождения в полку он произвел 133 боевых вылета на разведку и фотографирование войск, техники, оборонительных рубежей, крупных железнодорожных станций, узлов и портов противника.
При выполнении боевых заданий его самолет 42 раза обстреливался интенсивным огнем, 26 раз преследовался истребителями противника, провел при этом 14 оборонительных воздушных боев.
Вследствие сработанности экипажа в воздухе и умелым маневрам, применяемых летчиком, экипаж всегда уходил от преследования истребителей и успешно выполнял все боевые задания.
Как летчик, подготовлен хорошо, отлично владеет техникой пилотирования на самолете Пе-2. Летает в сложных метеоусловиях, в облаках и на больших высотах. В результате проявленного летного мастерства и отличной техники пилотирования т. Глебов шесть раз приводил свой самолет с территории противника на одном работающем моторе, сохранив при этом жизнь экипажа и материальную часть.
20 июля 1943 г. после успешного выполнения боевого задания его экипаж был атакован двумя истребителями противника. В воздушном бою его самолет был подбит, штурман выбросился на парашюте на территории противника. Тов. Глебов, не теряя самообладания, подбитый самолет привел на свой аэродром и благополучно посадил машину, при этом спас жизнь стрелка, радиста и материальную часть.
21 октября 1943 г. при выполнении боевого задания в районе Демидов его самолет был атакован истребителями противника. В воздушном бою был убит штурман, радист тяжело ранен, сам т. Глебов выбросился на парашюте из горящего самолета, получив при этом сильные ожоги и ушибы.
Попутно с разведкой т. Глебов 33 раза бомбардировал места сосредоточения войск и техники противника, шесть раз штурмовал с бреющего полета живую силу и технику его.
Как наиболее подготовленному экипажу, всегда поручается выполнение самых сложных и ответственных задач по разведке, особенно при фотографировании площадей переднего края обороны, и, несмотря на противодействия, оказываемые противником, все боевые задания выполнял успешно и полностью.
Из общего количества 133 боевых вылета им произведено 53 вылета на фотографирование площадей и маршрутов переднего края обороны.
Лично сам т. Глебов и его экипаж пользуется заслуженным боевым авторитетом в части. Является не только хорошим боевым летчиком, ной хорошим командиром, повседневно помогает командиру эскадрильи в воспитании подчиненного ему личного состава, учит на личных примерах качественно выполнять боевые задания по разведке.
За произведенные 133 боевых вылета и отличное выполнение боевых заданий по разведке н фотографированию живой силы, техники, оборонительных рубежей, крупных железнодорожных станций и портов противника и проявленные при этом отвагу, мужество и геройство ходатайствую о представлении капитана Глебова к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза.
10 января 1945 г.
По изданию: «Трудящиеся Ивановской и Владимирской областей в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)». Ивановское книжное издательство, 1959 год, c. 608-610
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Нагорный А.Ф., Травкин В.В. Земли Владимирской богатыри. - Ярославль: 1967.