Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Литвинчук Борис Михайлович

Литвинчук Борис Михайлович

01.06.1917 - 01.11.1998

Герой Советского Союза

Даты указов

16.05.1944

Медаль № 3803

Литвинчук Борис Михайлович – командир эскадрильи 11-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Черноморского флота, гвардии капитан.

Родился 19 мая (1 июня) 1917 года на станции Аджикабул (ныне - город Кази-Магомед Азербайджана) в семье рабочего. Русский. Жил в городах Кази-Магомед, Тбилиси, Батуми. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Работал токарем Тбилисского авторемонтного завода. Окончив Батумский аэроклуб, работал в нём пилотом-инструктором.

В Военно-морском флоте с 1937 года. В 1938 году окончил Ейскую военно-морскую авиационную школу лётчиков. Служил в 94-й эскадрилье Черноморского флота.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В составе 32-го авиационного полка защищал Кавказ. Участвовал в боях за освобождение Новороссийска, Тамани, Николаева, Одессы, Крыма и Севастополя.

Б.М.Литвинчук быстро стал одним из самых искусных боевых лётчиков полка. Участвовал в операциях по разрушению Чернаводского моста на Дунае, наносил удары по военно-морской базе Констанца, речным переправам на Днепре и дальнобойным батареям врага под Перекопом.

К апрелю 1944 года командир эскадрильи 11-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Б.М.Литвинчук совершил 450 боевых вылетов, в 44 воздушных боях уничтожил 7 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Борису Михайловичу Литвинчуку присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3803).

За период войны отважный лётчик совершил 459 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 18 самолётов лично и 9 - в группе с товарищами. При штурмовке уничтожил десятки различных автомашин, артиллерийских установок, участвовал в уничтожении складов с боеприпасами, нефтехранилищ, потоплении двух вражеских кораблей, разрушении двух мостов противника. Лётчики его эскадрильи повергли 102 неприятельских самолёта.

Участник советско-японской войны 1945 года.

В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС ВМФ (город Рига, Латвия), в 1955 году — Военно-морскую академию. Продолжал службу в авиации ВМФ. С 1961 года полковник Б.М.Литвинчук — в запасе.

Жил в городе Калуга. Работал заместителем директора по кадрам турбинного завода. Умер 1 ноября 1998 года. Похоронен на Пятницком кладбище в Калуге.

Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

В Калуге на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Фото Героя из фондов Музея Авиации ВМФ при Военно-морской академии имени Н.Г.Кузнецова.


Однажды, выполняя боевое задание, Б.М. Литвинчук над Констанцей был атакован тремя истребителями Ме-109. Приняв бой, Б.М. Литвинчук 15 минут сражался в одиночку и победил — сбил один из "Мессеров", а оставшиеся ушли ни с чем. Тогда он вернулся на свой аэродром с 62-мя пробоинами в самолёте.

Враг осаждал Севастополь. Б.М. Литвинчук и его друзья почти не выходили из боя. Штурмовки, воздушные бои заполняли их фронтовую жизнь. Однажды была поставлена задача разгромить в районе Бахчисарая автоколонну противника. В одном звене летел на штурмовку Б.М. Литвинчук, второе возглавлял сам командующий Военно-воздушными силами Черноморского флота генерал-майор авиации Н.А. Остряков. За ними поднялись в воздух ещё несколько звеньев. Самолёты пронеслись над бухтами, перелетели линию фронта.

Истребители шли на малой высоте. По дороге на Севастополь двигалась колонна немецкой техники. Б.М. Литвинчук пошёл в атаку. Немцы открыли огонь из всех видов оружия, но истребитель не отвернул. Начали гореть и сталкиваться автомашины. Образовалась пробка. Н.А. Остряков сбросил бомбы с Як-1. Противник в панике бежал от дороги, прячась в канавах, но меткие очереди наших лётчиков настигали их.

На обратном пути несколько Ме-109 атаковали наши самолёты. Пара вражеских истребителей набросилась на самолёт командира полка. На помощь пришёл Б.М. Литвинчук. Его пулемётная очередь решила судьбу "Мессера", который вспыхнул и потянул за собой до самой земли дымный чёрный хвост.

Однако враги, имея преимущество в скорости и маневре, упорно наседали. Б.М. Литвинчук не отставал от командира, отбивая атаки Ме-109. Второй "Мессер" сразил командир полка. Так закончился этот бой - один из многих, в которых участвовал Б.М. Литвинчук.

Охраняя корабли, прикрывая порт Туапсе, командир эскадрильи Б.М. Литвинчук при защите Кавказа воевал отважно и умело. За короткий срок он уничтожил тогда в воздушных боях ещё семь самолётов врага.

Противник в то время всё чаще использовал свои истребители для охоты за нашими самолётами, летавшими вдоль Кавказского побережья. Борьбу с такими "охотниками" вели и пилоты 32-го авиационного полка.

Однажды шестёрка Як-1, ведомая Б.М. Литвинчуком, вылетела на отражение налёта немецких бомбардировщиков на Туапсе. С ходу "Яки" врезались во вражеский строй. Вот уже сбит один "Хейнкель-111", второй... Остальные сбросили бомбы в море и повернули назад. Налёт неприятеля был сорван.

Отличился Б.М. Литвинчук и в период боёв за Новороссийск летом 1942 года. Только в июле-августе, пилоты 32-го истребительного авиационного полка, который базировался на аэродроме Лазаревское, сбили в воздушных боях 60 самолётов противника. Командир 2-й авиационной эскадрильи этого полка капитан Б.М. Литвинчук лично сбил три вражеских самолёта.

10 сентября 1943 года противник, подтянув авиацию с Украины и Крыма, решил во что бы то ни стало прорваться к Новороссийску и нанести мощные бомбовые удары по нашим войскам. Утром большая группа бомбардировщиков, часто меняя высоту, стараясь тем самым обмануть наши посты наблюдения с локаторами, направилась к городу.

Б.М. Литвинчук, возглавлявший восьмёрку истребителей, пошёл им навстречу. Вскоре увидел две девятки "Хейнкелей", шедших чётким строем "клин", в сопровождении 12 истребителей Ме-109. Восемь против тридцати.

Развернувшись навстречу врагу, он повёл группу в лобовую атаку. Противник был ошеломлён дерзостью отважной восьмёрки. Гвардейцы с ходу врезались в строй бомбовозов, обрушив на них лавину огня. Вражеские лётчики дрогнули, строй их стал распадаться. "Мессеры", упустившие момент для контратаки, беспорядочно кружились, боясь оказаться меж двух огней. Некоторые "Хейнкели" начали беспорядочно сбрасывать бомбы в воду.

Б.М. Литвинчук устремился к головному бомбардировщику. Немецкий вожак был опытным пилотом. Умело маневрировал, уклоняясь от трасс истребителя, давал возможность своим стрелкам вести ответный огонь. Несколько раз их очереди едва не задевали наш истребитель. Б.М. Литвинчук атаковал упорно и терпеливо. Вот одна из очередей ударила в фюзеляж "Хейнкеля", вторая - в правый мотор. Бомбардировщик задымил, косо потянул вниз.

"Мессеры", разделившись на группы, вступили в бой с Гвардейцами. На Б.М. Литвинчука устремились сразу две пары, пытаясь зажать его в клещи. Б.М. Литвинчук виртуозно вышел из-под удара. Вскоре ему удалось завладеть инициативой. Но время работало на врага — они пытались связать боем наши истребители, не давая им возможности атаковать другие группы "Хейнкелей", шедшие на Новороссийск.

С командного пункта Б.М. Литвинчуку было приказано немедленно вернуться к объекту прикрытия. Командир эскадрильи умело вывел своих ведомых из боя и собрал в группу. Вся восьмёрка строем вернулась к малой земле. Вскоре её сменила другая группа гвардейцев.

11 сентября 1943 года Б.М. Литвинчук сбил очередной вражеский самолёт. Тогда он, возглавляя шестёрку истребителей, получил указание с земли уничтожить вражеский корректировщик FW-189. "Рама" под прикрытием шести Ме-109 ходила галсами на высоте 4500 метров над Новороссийском, корректируя огонь своей дальнобойной артиллерии. Б.М. Литвинчук ушёл в сторону солнца, набрал 5000 метров. Приказав другим лётчикам связать боем "Мессеры", сам устремился к корректировщику.

Ведомый надёжно прикрывал командира. Экипаж "Рамы", видя, что "Мессеры" скованы боем, принялся маневрировать, уклоняясь от атак резкими эволюциями. Затем, поняв, что надолго лишился прикрытия и отбиться не удастся, стал пикировать в сторону Тамани. Угол снижения доходил 80 градусов. Б.М. Литвинчук не удовлетворился срывом корректировки вражеского артогня и, в свою очередь, рискованно сманеврировав, всадил пару очередей в один из фюзеляжей "Рамы".

Убедившись, что отбил у FW-189 охоту висеть над позициями наших войск, вернулся к товарищам. "Мессеры", заметив это, стали поочерёдно выходить из боя. Однако один, очевидно ведущий группы, решил помериться силой с Б.М. Литвинчуком. После бешенной воздушной карусели Б.М. Литвинчук крепко насел на хвосте немецкого аса и открыл огонь.

Стремясь оторваться от преследования, тот перешёл в крутое пике. Но "Мессер" не "Рама". Б.М. Литвинчук быстро настиг его, сблизился до 50 метров и почти в упор расстрелял. Немецкий истребитель загорелся, крутнув несколько оборотов в штопоре, с воем врезался в землю.

Ведомыми был сбит ещё один Ме-109. А через несколько дней после этого боя вернувшегося из очередного полёта Б.М. Литвинчука на аэродроме окружили друзья и поздравили с победой. Оказалось, что пилот сбитого им "Мессера", был прославленным немецким асом, одержавшим немало побед на фронтах Западной Европы.

Неизвестно, когда в эти осенние дни отдыхал Б.М. Литвинчук. Получал задания и отдавал приказы, выслушивал доклады и докладывал сам, формировал группы и направлял их в бой. А главное — летал! Лично водил своих подчинённых с самые отчаянные схватки. И всегда побеждал.

В последний день боёв за Новороссийск, 16 сентября 1943 года, он вылетел по тревоге во главе четвёрки. Огромный вражеский гидросамолёт "Гамбург-138", ходил на траверзе Геленджика на высоте 30 метров над морем галсами, очевидно, осуществляя поиск наших подводных лодок или экипажей сбитых самолётов.

На Чёрном море эти трёхмоторные чудовища появились в конце 1942 года. Имея шесть человек экипажа, мощное пушечно-пулемётное вооружение, надёжную бронезащиту и обладая большой дальностью полёта, они активно действовали на наших коммуникациях, взаимодействуя с итальянскими торпедными катерами, создавая напряжённую обстановку у побережья. Сбить или серьёзно повредить такую махину было очень непросто.

Набрав 600 метров, четвёрка Б.М. Литвинчука разделилась попарно и стала атаковать с двух сторон. "Гамбург" развернулся, снизился почти до самой воды (для него это опасности не представляло) и, маневрируя, стал уходить на повышенной скорости в сторону Анапы. Атаки истребителей следовали одна за другой, но "Гамбург" оставался неуязвимым. Его экипаж вёл сильный ответный огонь из всего оружия. Пули и снаряды роем неслись в сторону наших машин.

Гвардейцы продолжали упорно атаковать. Уже не одна очередь впилась в серо-зелёное тело "летающего дракона". Наконец на нём задымил один мотор. Затем второй. Шлейф чёрного дыма пластался за хвостом "Гамбурга". Вскоре он плюхнулся в воду: для низкого полёта не хватило тяги уцелевшего мотора. Попытался маневрировать на воде. Но это у него получилось плохо. Тогда, бешено отстреливаясь, он на повышенной скорости порулил к берегу в направлении Южной Озерки.

Наступал момент для решающего удара. И тут неожиданно сверху на нашу четвёрку устремилось восемь немецких истребителей, очевидно вызванных "Гамбургом" по рации с аэродрома Анапа. Они были уже близко и, по всему, опасались лишь одного: как бы нашим лётчикам не удалось безнаказанно скрыться.

Но не тут-то было. Б.М. Литвинчук со своими ребятами устремился им навстречу. Чтобы избежать неминуемого столкновения, противник резко взмыл вверх. Б.М. Литвинчук и его ведомые в точности повторили их маневр. Затем навязали врагу активный бой. Закружилась смертельная карусель.

В ходе боя число вражеских машин увеличилось до четырнадцати. Б.М. Литвинчук доложил на командный пункт обстановку, попросил выслать им помощь. О том, чтобы выйти из боя, ни у кого из четвёрки не возникало и мысли.

Вот командир эскадрильи сошёлся на встречном курсе лоб в лоб с одним из "Мессеров". В последний момент обе машины свечой взмыли вверх, по инерции продолжая сближаться. Немец отвернул первым, и потому шёл чуть выше Б.М. Литвинчука. На какой-то миг оказался он в прицеле. Этого было достаточно. Короткая очередь, отход в сторону. Ме-109 сорвался в штопор и врезался в воду в районе Южной Озерки.

Атаки противника становились всё менее активными. Вскоре, один за другим, "Мессеры" стали отворачивать в сторону Анапы. На исходе был бензин и у наших. Б.М. Литвинчук искусно вывел друзей из боя. Вскоре они благополучно вернулись на свой аэродром. Пролетая вблизи Южной Озерки, увидели "Гамбург": его буксировали катером в сторону Анапы. В этот же день город Новороссийск был полностью освобождён от немецких войск.

Весной 1944 года начались упорные бои за Николаев. Лётчики 11-го гвардейского истребительного авиационного полка прикрывали действия 23-го отдельного штурмового авиационного полка, нанося удары по аэродромам противника в районе Кульбакино и Водопой. На этих аэродромах было сосредоточено большое количество вражеских самолётов.

Только при одном налёте 12 штурмовиков и 18 истребителей было уничтожено 8 и повреждено 7 самолётов на земле, а в воздушных боях сбито 13 вражеских машин. Особенно отличились в этих боях капитаны Б.М. Литвинчук, В.А. Наржимский, старший лейтенант Д.А. Стариков. Каждый из них одержал по нескольку воздушных побед. Оба полка были удостоены почётных наименований "Николаевских".

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.2. – Москва, 2008.

Поленков К.А., Хромиенков Н.А. Калужане - Герои Советского Союза. Калуга,1963

Цкитишвили К.В.,Чинчилакашвили Т.Г. Герои Советского Союза из Грузии. Тб,1981