Важинский Александр Григорьевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 7881
Орден Ленина № 41711
Важинский Александр Григорьевич – командир авиаэскадрильи 6-го бомбардировочного авиационного полка (219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-й бомбардировочный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), майор.
Родился 14 (27) февраля 1910 года в городе Майкоп Майкопского отдела Кубанской области (ныне – столица Республики Адыгея). Русский. В 1930 году окончил 7 классов школы в Майкопе. Работал электромонтёром, одновременно учился в Харьковском электромеханическом институте.
В армии с августа 1933 года. В декабре 1935 года окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В декабре 1935 – январе 1936 – пилот 4-го отдельного авиационного звена связи. В январе – июле 1936 – пилот авиаотряда 7-го кавалерийского корпуса (в Белорусском военном округе; город Минск). В июле 1936 – июне 1939 – пилот и младший лётчик отдельного звена связи штаба Белорусского военного округа (город Минск). Летал на самолёте Р-5.
В июне 1939 – июне 1940 – младший лётчик скоростного бомбардировочного авиационного полка* (в Белорусском особом военном округе). Летал на бомбардировщике СБ.
В июне 1940 – январе 1941 – пилот-инструктор Пуховичской военной авиационной школы пилотов (Минская область, Беларусь), в январе – августе 1941 – командир звена Поставской военной авиационной школы пилотов (Витебская область, Беларусь), в августе 1941 – сентябре 1942 – командир звена 1-й Чкаловской военной авиационной школы пилотов (ныне город Оренбург). Летал на самолётах Р-5 и СБ.
С сентября 1942 – командир звена 18-го бомбардировочного авиационного полка, проходившего переформирование на базе 9-го запасного авиационного полка (город Казань, Татарстан). Переучился на бомбардировщик Пе-2.
Участник Великой Отечественной войны: в июле 1943 – мае 1944 – заместитель командира авиаэскадрильи 18-го бомбардировочного авиационного полка, с мая 1944 – командир авиаэскадрильи 6-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Воронежском (июль – октябрь 1943) и 1-м Украинском (октябрь 1943 – сентябрь 1944 и ноябрь 1944 – май 1945) фронтах.
Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской и Сумско-Прилукской операциях, битве за Днепр, Киевской наступательной, Киевской оборонительной, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.
За время войны совершил 121 боевой вылет на бомбардировщике Пе-2 для нанесения бомбовых ударов по живой силе и технике противника. Одним из первых в ВВС начал совершать одиночные вылеты на Пе-2 в сложных метеоусловиях (выполнил 15 таких вылетов для бомбовых ударов по целям).
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года майору Важинскому Александру Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.
После войны продолжал службу командиром авиаэскадрильи 6-го бомбардировочного авиационного полка (в Венгрии, с декабря 1945 года – в Австрии). Летал на бомбардировщике Пе-2. В декабре 1946 – марте 1947 – командир авиаэскадрильи 38-го бомбардировочного авиационного полка (в Прикарпатском военном округе; село Шипинцы Черновицкой области, Украина). Летал на бомбардировщике Ту-2. С июня 1947 года майор А.Г. Важинский – в запасе.
Жил в городе Сочи Краснодарского края. Работал инспектором горно-санитарной охраны Сочинского курортного управления и заместителем директора по хозяйственной части Мацестинского чайного совхоза. Умер 2 октября 1970 года. Похоронен в Сочи на Центральном (Успенском) кладбище.
Награждён орденом Ленина (27.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (28.09.1943; 03.10.1944), орденом Александра Невского (07.02.1944), медалью «За боевые заслуги» (03.11.1944), другими медалями.
Примечания:
1) Точный номер полка не установлен;
2) Награждён за выполнение 116 боевых вылетов (на 26 апреля 1945 года).
Воинские звания:
лейтенант (31.08.1937)
старший лейтенант (20.02.1942)
капитан (22.02.1944)
майор (28.09.1944)
24 января 1944 года майор Важинский при выполнении боевого задания на разведку армейского характера в районе Винница был атакован 4 Ме-109. В этом неравном воздушном бою, благодаря умелому маневрированию, экипаж из атак вражеских истребителей вывел самолёт и задание было выполнено отлично.
9 января 1944г. девятка под командованием майора Важинского получила задачу уничтожить подвижной состав и вывести из строя станцию Таганча, в сложных метеоусловиях. Группа Важинского подошла к цели и двумя заходами основательно разрушила железнодорожную станцию. В нескольких местах разрушено полотно и пристанционные здания, взорван пакгауз с военным грузом и имуществом.
10 января 1944 года девятка под командованием тов. Важинского получила задачу бомбардировать танки и живую силу противника в лесу, южнее Турзун. Про подходе к цели группу Важинского 5 раз атаковали МЕ-109. Группа отразила все атаки, сбив при этом 3 самолёта противника. Уничтожено 10 танков, 15 автомашин и несколько солдат и офицеров.
25 января 1944 года группа под командованием Важинского получила ответственное задание - вывести из строя вражеский аэродром в районе Умани. Под шквальным огнём зенитной артиллерии противника Важинский сделал на цель два захода. Несколько десятков бомб разорвалось на взлётном поле. Кроме того, возникло 7 очагов пожара, уничтожено прямым попаданием 7 самолётов, 2 ангара противника, убито 50 человек лётного и технического состава. Задача была выполнена отлично, без потерь, за что Александр Григорьевич и его штурман были награждены орденом Александра Невского.
27 января 1944 года Важинский вёл девятку на бомбардирование танков и мотопехоты противника в районе Турвов, скопившихся для контратаки наших частей. На подходе к цели группу Важинского встретили 10 немецких истребителей ФВ-190. Благодаря умелому маневрированию в воздухе группой и настойчивости все атаки противника были отбиты. Бомбардировщики продолжали лететь к заданной цели. В заданном пункте техники и войск противника не оказалось. Не обнаружив противника, Важинский развернул группу и плотным строем повёл в глубь вражеской территории. Было обнаружено большое количество автомашин и пехоты противника. По сигналу ведущего экипажи сбросили бомбы по скоплению войск противника. В районе цели возникли пожары и взрывы большой силы. На обратном пути группу бомбардировщиков атаковали немецкие истребители. В этом бою каждый экипаж строго придерживался своего места в строю при самых разнообразных манёврах. Истребителям противника не удалось атаковать бомбардировщиков, а воздушные стрелки-радисты открыли сосредоточеный и организованный огонь, тем самым создав на пути фашистских истребителей плотную огневую завесу. Успех этого боя решила железная дисциплина в воздухе, чёткое огневое взаимодействие между экипажами, а также смелость, дерзость и высокое мастерство Важинского, отлично управляющего группой.
30 января 1944 года немцы сосредоточили на прифронтовом аэродроме Умани много самолётов. На доразведку аэродрома отправился экипаж Важинского. Он доставил фотоснимки расположения самолётов и подробные данные о противовоздушной обороне аэродрома. Во второй половине дня к вражескому аэродрому направилась девятка "Петляковых", ведущим которой был Важинский. Она имела своей задачей вывести из строя лётное поле и не дать подняться в воздух фашистским самолётам. При подходе к аэродрому бомбардировщики были встречены сосредоточенным огнём зениток противника. Важинский искусно вывел группу из зоны обстрела, и девятка бомбардировщиков сбросила свой груз на лётное поле. Со второго захода группа Важинского обстреляла пулемётным огнём стоянки самолётов на аэродроме противника. В это время на старт вырулило несколько немецких истребителей, но взлететь им так и не удалось. Экипажи Важинского уничтожили не менее 12 самолётов противника и вывели из строя бетонированную лётную полосу аэродрома.
16 июля 1944 года на Львовском направлении Важинский получил задание бомбардировать группой в составе девятки самолётов Пе-2 в пункте Грабковице скопление танков и живой силы противника. Не доходя до цели, девятка майора Важинского была обстреляна сильным огнём зенитной артиллерии противника и атакована 12-ю МЕ-109. Групповым огнём бомбардировщиков один "Мессершмитт" был сбит и, благодаря умелому маневрированию в воздухе, командир сумел вывести группу из обстрела и атак истребителей противника, сбросил бомбовый груз по заданной цели. В результате метким бомбардировочным ударом были уничтожены 11 танков, до 3-х арторудий. Результат бомбового удара подтверждён фотоснимками и наблюдением экипажей.
16 марта 1945 года ведущим девятки Важинский бомбардировал скопление железнодорожных эшелонов в городе Леобшютц. Удар был нанесён эффективно. В результате было уничтожено до 50 железнодорожных вагонов с грузом, возникло 5 очагов пожаров большой силы.
29 марта 1945 года при бомбардировании объектов противника в городе Ратибор своими меткими бомбовыми ударами девятка майора Важинского взорвала склады с горючим, боеприпасами, в результате чего возникло 10 очагов пожаров большой силы и уничтожено до 5 арторудий противника.
Биографию подготовил:
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
Наградной лист
Сиджах Х.И. Твои Герои, Адыгея. Майкоп. 2005.
Учётно-послужная карта