Липилин Александр Алексеевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 677
Орден Ленина № 9236
Липилин Александр Алексеевич - командир звена 41-го истребительного авиационного полка 7-й смешанной авиационной дивизии Северо-Западного фронта, старший лейтенант.
Родился 5 (18) января 1913 года в посёлке Рассказово, ныне город Тамбовской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил семилетку в городе Каменское (в 1936-2016 годах - Днепродзержинск) Днепропетровской области Украины. В 1931 году после окончания каменской школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) переехал в город Свердловск (с 1991 года - Екатеринбург), работал на строительстве «Уралмаша» (Уральский завод тяжёлого машиностроения), затем на заводе токарем, инструктором мотоотдела общества «Спартак».
В Красной Армии в 1934-1938 годах и с 1940 года. В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Командир звена 41-го истребительного авиационного полка (7-я смешанная авиационная дивизия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Александр Липилин к октябрю 1941 года совершил 112 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 9 самолётов противника, сжёг на земле более 30 автомашин с боеприпасами, разрушил 4 переправы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Липилину Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1942 году был направлен в формировавшуюся в городе Иваново Красноярскую воздушную трассу (КВТ) ВВС Красной Армии. В августе 1942 года было создано Управление КВТ и сформирована 1-я перегоночная авиационная дивизия (начальник Управления и одновременно командир дивизии - Герой Советского Союза полковник И.П.Мазурук). Перегоночная дивизия состояла из 5-и перегоночных авиаполков и транспортной эскадрильи. А.А.Липилин служил в 3-м перегоночном полку, обслуживавший участок трассы от Сеймчана до Якутска, а также в 5-м перегоночном полку, обслуживавший участок трассы от Киренска до Красноярска. С января 1943 года был в должности командира эскадрильи, а с октября 1944 года - заместителем командира авиаполка №5.
После войны продолжал службу в ВВС СССР, с декабря 1949 года в должности командира авиаполка, с декабря 1951 года в должности заместителя командира авиадивизии, дислоцировавшейся на территории Польши, а с декабря 1952 года в должности командира этой дивизии. В 1954 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава, в 1957 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1961 года полковник А.А.Липилин - в запасе.
Жил в Москве. До 1984 года работал инженером в Опытном конструкторском бюро П.О.Сухого. Занимался разработкой технических инструкций по эксплуатации и обслуживанию рективных самолётов и сверхзвуковых истребителей.
Скончался 27 февраля 2003 года. Похоронен на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге.
Награждён 2 орденами Ленина (27.11.1941; 24.02.1942), 2 орденами Красного Знамени (18.08.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (13.03.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950; 09.03.1956), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (05.11.1946).
В 1942 году выдающийся советский живописец П.Д.Корин (1892-1967) написал портрет А.А.Липилина
В городе Каменское перед проходной металлургического комбината установлена мемориальная доска.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Дьячков Л.Г. Герои Советского Союза - тамбовцы. Воронеж, 1974
Золотые Звёзды. Днепропетровск: Промiнь, 1967