Коккинаки Владимир Константинович
Дважды Герой Советского Союза
Дважды Герой Советского Союза
Медаль № 77
Орден Ленина № 3715
Медаль № 179
Коккинаки Владимир Константинович – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина Наркомата авиационной промышленности СССР (город Москва), командир экипажа самолёта «Москва», майор;
старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина, генерал-майор авиации.
Родился 12 (25) июня 1904 года в городе Новороссийск Черноморской губернии (ныне Краснодарского края). Русский (этнический грек). Старший брат Героя Советского Союза Константина Константиновича Коккинаки. В 1921 году окончил 4-классное городское училище (позже экстерном сдал экзамены за курс школы 2-й ступени). С 1916 года трудился чернорабочим на виноградных плантациях, матросом (1920–1921) и грузчиком (1921–1922) в Новороссийском порту, проводником грузов и экспедитором Юго-Восточной транспортной конторы (1922–1924), вновь грузчиком в порту (1924–1925). В 1925 – начальник физкультурной работы 65-го стрелкового полка (город Новороссийск).
В армии с декабря 1925 года. Окончил полковую школу. До июля 1927 года служил командиром отделения и химинструктором 221-го Черноморского стрелкового полка 74-й Таманской стрелковой дивизии (город Новороссийск).
В декабре 1928 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в марте 1930 года – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 11-й истребительной авиационной эскадрильи (в Ленинградском военном округе; посёлок Кречевицы, ныне в черте города Великий Новгород). В апреле – декабре 1931 – лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.
В январе 1932 – марте 1935 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16, И-16П и ДИ-4. Участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, в испытаниях «Звена» (бомбардировщика ТБ-1 с истребителями И-4 на крыльях, а также бомбардировщика ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях).
В 1934 году на новом истребителе И-16 достиг рекордной скорости у земли – 359 км/ч. 18 августа 1934 года участвовал в первом показательном пилотаже легендарной «красной пятёрки» над Тушинским аэродромом. В следующем году был ведущим пилотажной группы из пяти самолётов И-16, окрашенных в красный цвет, которая 1 мая 1935 года впервые пролетела над Красной площадью.
21 ноября 1935 года на истребителе И-15 достиг высоты 14.575 метров, что являлось мировым рекордом. С самолёта, для снижения веса, были сняты почти все приборы, вместо сидения установлена тоненькая дощечка, а сам лётчик был одет только в утеплённую лётную куртку с унтами и кислородную маску. Т.к. СССР тогда ещё не был членом Международной авиационной федерации (ФАИ), это достижение не было официально зарегистрировано в качестве мирового авиационного рекорда.
В марте 1935 – октябре 1964 – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы – штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов.
20 апреля 1936 года впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26). В июле – сентябре 1936 года установил на ЦКБ-26 четыре мировых авиационных рекорда грузоподъёмности. К этому времени СССР уже был принят в ФАИ, и эти рекорды стали первыми советскими мировыми авиационными рекордами.
27–28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман – А.М. Бряндинский) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 6.850 километров по прямой (полётное время 24 часа 36 минут – лётчик провёл сутки за штурвалом!). Этим перелётом была доказана возможность быстрой переброски бомбардировщиков на Дальний Восток в случае вооружённого конфликта с Японией.
За осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва – Владивосток* и за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июля 1938 года комбригу Коккинаки Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда».
28–29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман – М.Х. Гордиенко) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – остров Исландия – мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) – США (остров Мискоу) протяжённостью 6.516 километров по прямой (полётное время 22 часа 56 минут). Из-за плохих метеоусловий был вынужден совершить вынужденную посадку на остров Мискоу (Атлантическое побережье Америки). С 1959 года именно этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.
11 июня 1939 года В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко были награждены орденами Ленина и медалями «За отвагу» (единственный случай, когда за один подвиг награждались одновременно орденом и медалью). Положения о дважды Героях Советского Союза тогда ещё не существовало…
В 1939 году В.К. Коккинаки поднял в воздух и провёл испытания машин, которые, уже через год с небольшим составили основу штурмовой и дальнебомбардировочной авиации страны. 21 мая 1939 года он поднял в небо ДБ-3Ф (Ил-4) – глубоко модернизированный ЦКБ-30 (ДБ-3), а 2 октября 1939 года – ЦКБ-55 – будущий Ил-2.
В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности СССР (март 1943 – февраль 1947) и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.
За проявленные мужество и мастерство, проявленные при испытании опытных самолётов, а также за многолетнюю лётно-испытательную работу, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1957 года генерал-майор авиации Коккинаки Владимир Константинович награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.
Летал до октября 1964 года, его общий налёт составил 7.463 часа (из них 2.752 часа – на реактивных самолётах).
Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936–1937 годах – 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958–1960 годах – 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
С января 1966 года генерал-майор авиации В.К. Коккинаки – в запасе. После ухода с лётной работы продолжал трудиться в ОКБ С.В. Ильюшина инженером-методистом, а с 1968 года – ответственным представителем Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
Председатель Федерации авиационного спорта СССР в 1959–1967 годах. С 1961 – вице-президент, а в ноябре 1966 – октябре 1967 – президент Международной авиационной федерации (ФАИ).
Депутат Верховного Совета СССР 1–2-го созывов (в 1937–1950 годах).
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), Заслуженный мастер спорта СССР (1959), лётчик-испытатель 1-го класса (12.1940).
Жил в Москве. Умер 7 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 6 орденами Ленина (25.05.1936; 17.07.1938; 11.06.1939; 16.09.1945; 17.05.1951; 22.06.1984), орденом Октябрьской Революции (03.07.1974), 3 орденами Красного Знамени (29.04.1944; 30.04.1945; 12.07.1957), орденом Отечественной войны 1-й (20.09.1947) и 2-й (19.08.1944) степени, 4 орденами Красной Звезды (05.03.1939; 25.11.1941; 03.11.1944; 02.10.1969), медалью «За отвагу» (11.06.1939), другими медалями; иностранными медалями.
Лауреат Ленинской премии (22.04.1960, за разработку и создание пассажирского самолёта Ил-18). Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (09.1965) и ожерелья «Роза ветров» с бриллиантами Международной ассоциации воздушного транспорта (14.01.1965, за первый полёт по кратчайшему маршруту между Европой и Америкой).
Почётный гражданин Новороссийска (1970).
Бронзовый бюст В.К. Коккинаки установлен в городе Новороссийск Краснодарского края. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в городах Москва, Ростов-на-Дону, Новокузнецк (Кемеровская область), Донской (Тульская область), Алматы (Казахстан), Тбилиси (Грузия), Макеевка (Донецкая область, Украина) и Славянск (Донецкая область, Украина), а также в станице Варениковская (Крымский район Краснодарского края). Бюсты установлены также в городе Борисоглебск Воронежской области и в аэропорту Анапы (Краснодарский край), носящем его имя.
В Новороссийске есть улица Братьев Коккинаки. Имя В.К. Коккинаки носят самолёты Ил-96-300 (RA-96011, авиакомпания «Аэрофлот – Российские Авиалинии»), Ил-76ТД-90ВД (RA-76950, авиакомпания «Волга-Днепр») и Як-42 (RA-42446, МЧС России). С 1986 года имя Героя носит танкер «Владимир Коккинаки» (порт приписки – Новороссийск), до 1958 года его имя носили также два пассажирских речных парохода «Коккинаки» (порты приписки – Москва и село Дуденёво Богородского района ныне Нижегородской области).
Примечания:
1) Так в тексте Указа. На самом деле посадка была произведена в городе Спасск-Дальний (т.е. более чем в 150 км от Владивостока).
2) Единственный дважды Герой Советского Союза, получивший обе Золотые Звезды за испытания самолётов.
Воинские звания:
майор (28.02.1938)
комбриг (16.07.1938, внеочередное)
генерал-майор авиации (30.04.1943)
Сочинения:
Как мы летели. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1939;
Курс на восток. М.: Воениздат, 1939.
Биографию подготовил:
Водопьянов М.В. Небо начинается с земли. М., 1976
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
Личное дело
Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975
Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.