Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Полунин Александр Иванович

Полунин Александр Иванович

13.10.1921 - 24.12.2005

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 8569

Полунин Александр Иванович - командир эскадрильи 118-го гвардейского штурмового авиационного полка 225-й штурмовой авиационной дивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 13 октября 1921 года в деревне Кубань ныне Грязинского района Липецкой области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. С 1930 года жил в городе Липецке. Окончил 9 классов Липецкой средней школы № 5 и, одновременно, Липецкий аэроклуб имени М.В. Водопьянова. Затем окончил 2 курса Ташкентского электромеханического техникума.

В Красной Армии с ноября 1940 года. В сентябре 1941 года окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. Осваивал самолеты Р-5 и СБ-2, однако через несколько месяцев был откомандирован в город Сарапул, где прошел переподготовку на штурмовике Ил-2.

Участник Великой Отечественной войны с января 1943 года. Боевое крещение принял под Воронежем и Орлом, находясь в составе 118-го гвардейского штурмового авиационного полка 225-й штурмовой авиационной дивизии. Сначала был командиром звена, а через некоторое время - заместителем, а затем и командиром эскадрильи.

4 августа 1943 года, в разгар Курской битвы, при штурмовке скоплений вражеских танков самолет Александра Полунина был сбит зенитным огнем противника. Его машина, объятая огнем, с малой высоты в юго-западнее города Орла упала на боевые порядки противника. Раненный в голову летчик попал в плен и был помещен в Брянский лагерь, а потом - в Смоленский...

2 сентября 1943 года летчиков, сбитых на Курской дуге, отправили в Германию. В районе станции Борисов несколько военнопленных, среди которых был и Александр Полунин, совершили побег, прорезав финским ножом стену вагона и выпрыгнув на ходу из поезда...

Через несколько дней беглецы встретились с партизанами из бригады имени Щорса и в дальнейшем в ее составе принимали участие в боевых операциях в тылу врага. Александра Полунина зачислили в диверсионную группу, принимавшую участие в боевых операциях на железной дороге. В декабре 1943 года на самолете его вывезли на Большую землю и вернули в его эскадрилью 118-го гвардейского штурмового авиационного полка, который с ноября 1943 года находился в составе 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта.

Вскоре полк перебросили на Ленинградский фронт, а затем в Прибалтику. В период ожесточенных боев на территории Латвии летом 1944 года группы штурмовиков, ведомые Александром Полуниным, своими ударами по противнику надежно обеспечивали нашим наземным частям успешное продвижение вперед. Летчики считали его мастером своего дела и всякий раз старались попасть под его команду. За это время командование полка получило 5 благодарностей за боевые действия отважного комэска.

Однажды 12 штурмовиков во главе с Александром Полуниным, выполнив задачу по уничтожению колонны отходящего противника, подлетали к линии фронта. Летчики заметили на окраине села несколько десятков женщин и детей, окруженных гитлеровцами. Полунин скомандовал принять боевой порядок, и штурмовики выстроились в круг. Не сделав ни одного выстрела, они сымитировали атаку. Пока немцы зарывались носами в землю, люди разбежались по лесу. Как выяснилось позже, их собирались угнать в Германию.

27 октября 1944 года два раза водил группы штурмовиков в составе 9 самолетов на штурмовку живой силы и техники противника в районе Витыни, Лизлауце. Бомбами и пулеметно-пушечным огнем было уничтожено два миномета, два орудия, подавлен огонь 4 батарей, уничтожено до 50 солдат и офицеров противника. Умело руководил самолетами групп над полем боя, надежно подавлял огонь зенитной артиллерии, что обеспечивало качественное и без потерь выполнение поставленных задач. За этот подвиг А.И. Полунин 28 октября 1944 года был награжден орденом Александра Невского.

С 1 сентября по 14 декабря 1944 года отважный летчик-штурмовик совершил 36 боевых вылетов в качестве ведущего группы. При этом было уничтожено 34 вражеских автомашины, 22 повозки с разными грузами, 19 орудий, 5 минометов, взорвано два склада с боеприпасами, уничтожено 245 солдат и офицеров противника. За этот подвиг А.И. Полунин был награжден вторым орденом Александра Невского.

Командир эскадрильи 118-го гвардейского штурмового авиационного полка (225-я штурмовая авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт) кандидат в члены ВКП(б) гвардии старший лейтенант Александр Полунин к февралю 1945 года совершил 118 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии старшему лейтенанту Полунину Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8569).

После войны отважный летчик-штурмовик продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. Проходил службу в должностях заместителя командира полка, заместителя начальника штаба и начальника штаба соединения, заместителя начальника штаба и начальника штаба воздушной армии, заместителя начальника Управления Центрального аппарата военно-воздушных сил, заместителя начальника управления кадров ВВС. С 1986 года генерал-майор авиации А.И. Полунин – в отставке.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 24 декабря 2005 года. Похоронен на кладбище в деревне Леониха Щёлковского района Московской области.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, Дружбы, медалями.

Участник юбилейного - 50-го парада Победы в городе-герое Москве на Красной площади.

В Москве, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.


Из воспоминаний Героя:

В самом конце лета 1944 года после успешного выполнения задания (сделали около десятка заходов над целью и полностью уничтожили ее) мой Ил-2 попал под мощный зенитный огонь противника. Отколошматили меня страшно сказать как. Но все-таки повезло: несмотря на многочисленные пробоины на плоскостях и фюзеляже, двигатель работал исправно, а самолет продолжал держаться в воздухе. Но чувствую - управление самолетом очень тяжелое, где-то зацепили рулевые тяги, из-за пробоин была сильно нарушена аэродинамика самолета. Но молодой был, сила была недюжинная. Держу штурвал с полным усилием, тяну самолет, так как его постоянно кренит в правую сторону. Вскоре чувствую, что рука на штурвале начинает отекать. Одно дело держать так штурвал 3-5 минут. А здесь нужно было держать минут двадцать пять. Немеет рука. Убрал ногу с педали, придавил штурвал коленкой, чуть-чуть размял освободившуюся руку, встряхнул пару раз. Минуту-две опять смог держать штурвал. Так несколько раз. С нетерпением жду: когда покажется наш аэродром. Специально тяну на малой высоте, стараюсь выйти прямо на взлетно-посадочную полосу. чтобы с ходу сесть, так как не уверен, хватит ли у меня сил сделать круг над аэродромом. Подлетаю. Руку уже не чувствую. Силы на пределе. Вдруг слышу по рации: объявляют взлет группе наших самолетов. Полоса занята. Садиться нельзя. Поля или ровного места рядышком тоже нет - кругом болота, леса и перелески: не сядешь. Отгоняю от себя мысль, что не выдержу, что все кончено. Прыгнуть с парашютом тоже не могу - высота слишком маленькая. Прошел над аэродромом. Товарищи увидели, что небо сквозь мой самолет просматривается, тут же на посадочную полосу пожарную машину вызвали, санитарную. Забегали, засуетились. Ухожу на круг. Круг получается очень большим - самолет плохо слушается руля. Рука костяная, бесчувственная...

Выдержал. Вот уже впереди взлетно-посадочная полоса. Убираю газ перед посадкой - самолет начинает «проваливаться». Только на скорости его кое-как воздух держит. Приходится добавить газа. Так несколько раз. Вот и взлетно-посадочная полоса. Колеса касаются земли. Чувствую, что шасси тоже пострадало: самолет не катится, а прыгает. Выключил зажигание, включил все средства пожаротушения. Пробежал самолет по полосе метров сто, и я чувствую, что фюзеляж разламывается. Треск - и хвост остается где-то далеко позади, а двигатель с кабиной «встает на дыбы». Все выскакивают из-под укрытий и бегут к моему самолету. С большим трудом (руки бесполезно висели как плети) я вылез из кабины и ужаснулся: весь самолет был изрешечен пробоинами. Когда их потом сосчитали - их оказалось 362, и больших (размером почти с футбольный мяч), и маленьких, осколочных. Просто не верилось, что на таком израненном самолете можно было долететь и посадить его. Повезло и стрелку моего самолета: излом фюзеляжа пришелся по его кабине. Отделался ссадинами и ушибами. «Как себя чувствуешь?» - «Ничего, - говорит, - командир». Подъехал на машине командир полка. Я ему докладываю: «Товарищ командир, задание выполнено, получил повреждения...».

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Дорогой славы и бессмертия. Воронеж, 1966