Бабенко Алексей Фёдорович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 10792
Орден Ленина № 294306
Бабенко Алексей Фёдорович – заместитель командира авиаэскадрильи 5-го учебно-тренировочного центра ВВС (посёлок Тёплый Стан Московской области), майор.
Родился 25 марта 1923 года в городе Миргород Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне Полтавской области, Украина). Украинец. В 1940 году окончил 9 классов школы в Миргороде, в мае 1941 года – Полтавский аэроклуб.
В армии с июня 1941 года. В мае 1945 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, находившуюся в эвакуации в городе Чимкент (ныне город Шымкент, Казахстан).
Служил в ВВС лётчиком в запасном и учебно-тренировочных авиаполках (в Московском военном округе). В 1947-1948 – лётчик 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Московском военном округе; посёлок Тёплый Стан, ныне в черте Москвы).
С октября 1948 – лётчик-инструктор и командир звена 26-й отдельной учебно-тренировочной авиационной эскадрильи (в Московском военном округе; город Серпухов Московской области), занимавшейся переучиванием лётчиков на вертолёты. В августе 1951 – мае 1952 – заместитель командира авиаэскадрильи 550-го отдельного авиационного полка вертолётов (в Московском военном округе; город Серпухов Московской области).
С мая 1952 – заместитель командира авиаэскадрильи в 5-м учебно-тренировочном центре ВВС (посёлок Тёплый Стан, ныне в черте Москвы), в котором осуществлялось переучивание лётчиков на вертолёты. В числе первых освоил вертолёт Ми-4.
В марте 1954 года вместе с В.Е.Мельниковым был направлен в командировку для участия в высокоширотной полярной экспедиции «Север-6». С 15 апреля 1954 года по 20 апреля 1955 года обеспечивал дрейф полярной станции «Северный полюс-3». За это время налетал более 300 часов на вертолёте Ми-4 в условиях полярной ночи, над дрейфующими льдами, в сложнейших метеоусловиях. В 1954 году впервые в мире на вертолёте достиг Северного полюса. Дважды (в ноябре и декабре 1954 года) вывозил в безопасное место зимовщиков дрейфующей станции и ценное оборудование с ломающейся льдины.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении первых полётов на вертолётах в условиях Арктики, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1955 года майору Бабенко Алексею Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1955-1959 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи отдельного корректировочно-разведывательного авиаполка (в Группе советских войск в Германии). В 1959-1960 – старший лётчик-инструктор по технике пилотирования и теории полёта отдела боевой подготовки 24-й воздушной армии (в Группе советских войск в Германии; штаб – в городе Вюнсдорф).
Затем служил в Управлении боевой подготовки ВВС: старшим лётчиком-инспектором по вертолётам (1960-1970), старшим лётчиком-инспектором боевой подготовки войсковой авиации (1970-1973), старшим лётчиком-инспектором (1973-1974) и заместителем начальника (1974-1978) боевой подготовки армейской авиации. С августа 1978 года полковник А.Ф.Бабенко – в запасе.
В 1980-1990 годах работал инженером-конструктором в ОКБ имени П.О.Сухого.
Жил в Москве. Умер 7 декабря 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Заслуженный военный лётчик СССР (14.08.1975), полковник (1964). Награждён орденами Ленина (29.08.1955), Октябрьской Революции (1977), 2 орденами Красной Звезды (30.12.1956; 4.05.1972), медалью «За боевые заслуги» (19.11.1951) и другими медалями.
Биографию подготовил:
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
За мужество и отвагу. Харьков, 1984
Личное дело
Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.