Герой Советского Союза
ВВС: Штурманы-испытатели
Спирин Иван Тимофеевич

Спирин Иван Тимофеевич

09.08.1898 - 04.11.1960

Герой Советского Союза

Даты указов

27.06.1937

Медаль № 41

Орден Ленина № 3397

Спирин Иван Тимофеевич – флаг-штурман советской полярной экспедиции.

Pодился 28 июля (9 августа) 1898 года в городе Коломна ныне Московской области. Русский. Окончил 3 курса института.

В aрмии с 1918 года. Участник гражданской войны. Воевал красноармейцем 9-го стрелкового полка (Рязань, затем Южный фронт), участвовал в боях с конницей генерала К.К.Мамонтова, с войсками А.И.Деникина. С ноября 1919 года – в ВВС, красноармеец эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». С мая 1920 года – аэролог, старший делопроизводитель, начальник технической части боевого порядка, врио военкома и врио командира 2-го боевого порядка дивизиона воздушных кораблей на Западном фронте, воевал против польских войск.

С сентября 1922 года – заведующий техническим складом, начальник технической части научно-опытного аэродрома в Москве. Окончил экстерном школу летнабов в Москве в 1924 году. С октября 1924 года по сентябрь 1938 года проходил службу в НИИ ВВС РККА (с небольшими перерывами): старший летнаб аэронавигационного отделения, инструктор-летнаб, заместитель начальника штурманского отдела, флагманский штурман ВВС РККА (с января 1935), командир и военком НИИ ВВС (с февраля 1936). В 1930 окончил 1-ю Качинскую военную школу лётчиков имени А.Ф.Мясникова.

Один из первых выдающихся мастеров дальних перелётов советской авиации. В качестве штурмана участвовал в дальних перелётах Москва – Пекин (1925), в Италию (1927), в круговом полёте Москва – Иркутск – Харьков – Москва (1929), Москва – Севастополь – Анкара – Тегеран – Кабул - Ташкент – Москва (1930), во многих других. С 10 по 12 сентября 1934 года на самолете АНТ-25 в качестве штурмана (командир экипажа М.М.Громов, второй пилот А.И.Филин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту в 12411 километров за 75 часов.

Активный участник разработки новых способов самолётовождения, участвовал в создании ряда навигационных проборов. Одновременно с основной работой в 1930-х годах преподавал аэронавигацию в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского, участвовал в ряде поисковых воздушных экспедиций в Арктике.

В 1937 году как один из лучших штурманов Советского Союза был включен в состав советской арктической экспедиции и в качестве флаг-штурмана экспедиции в экипаже флагманского самолета (командир М.В.Водопьянов) участвовал в высадке на Северный полюс первой научной дрейфующей станции «Северный полюс-1». Обеспечил точную высадку экспедиции во главе с И.Д.Папаниным в районе географического Северного полюса.

Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 июня 1937 года за образцовое выполнение задания Правительства и героизм участников Северной экспедиции, достигшей Северного полюса и основавшей полярную станцию на дрейфующем льду у полюса, Спирину Ивану Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Комбриг (04.07.1937). В сентябре 1938 года переведён из НИИ ВВС РККА в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е.Жуковского, где назначен начальником факультета авиаштурманов.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов: командир боевой авиационной группы дальнего действия в ВВС 9-й армии. Лично выполнил 2 дальних боевых вылета на уничтожение объектов противника и несколько вылетов на бомбардировку его прифронтовой полосы.

С сентября 1940 года – начальник 2-й Ивановской высшей школы штурманов. Генерал-майор авиации (4.06.1940).

В самом начале Великой Отечественной войны на базе этой школы была создана авиационная группа дальнего действия по обороне Москвы, целью которой было уничтожение аэродромов противника и его важных военных объектов. Группа под командованием генерал-майора авиации Спирина насчитывала до 200 самолётов, участвовала в Смоленском сражении и в битве за Москву. С марта 1942 года – начальник Высшей офицерской школы ночных экипажей дальнего действия, размещённой в Средней Азии, под его командованием подготовлено к ночным боевым вылетам свыше 1000 экипажей.

С октября 1944 года вновь на фронте, командир 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса в АДД и в 18-й воздушной армии, который действовал в интересах почти всех фронтов.

После войны с 1945 до апреля 1948 года – вновь начальник Ивановской высшей школы штурманов. Окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С мая 1949 года – начальник специального отделения, с февраля 1950 года – начальник специального факультета, с ноября 1952 года – заместитель начальника штурманского факультета Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. С июля 1955 года – в отставке.

Работал начальником отдела авиации Антарктического института Академии наук СССР. С 1957 года до последних дней жизни – начальник военной кафедры Московского физико-технического института. Всего за период авиационной работы имел налёт свыше 9.000 часов.

Жил в Москве. Умер 4 ноября 1960 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Доктор географических наук (1938), профессор (1938).

Генерал-лейтенант авиации (05.11.1944). Награждён 3 орденами Ленина (28.09.1934; 27.06.1937; 21.02.1945), 2 орденами Красного Знамени (03.11.1944; 20.06.1949), орденами Отечественной войны 1-й степени (18.08.1945), Трудового Красного Знамени (20.06.1934), 2 орденами Красной Звезды (30.09.1930; 21.05.1940), медалями.

В городе Коломна установлен бюст Героя, в Москве на доме, в котором он жил, - мемориальная доска. Его именем названа улица в Москве.

Сочинения:
Записки военного летчика. М., 1939;
Советская авиация. М., 1940;
Записки авиатора. М., 1955;
В голубом небе. М., 1960 и др.


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Великая Отечественная: Комкоры. Том 2. Биогр. словарь. М.-Жуковский, 2006

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.