Токарев Сергей Дмитриевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 230
Орден Ленина № 2631
Токарев Сергей Дмитриевич – второй механик ледокольного парохода «Георгий Седов» Главсевморпути при Совете Народных Комиссаров СССР.
Родился 6 сентября 1906 года в городе Вольск ныне Саратовской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.
Окончил 7 классов, затем 2 года учился в художественном уилище. Работал съемщиком на текстильной фабрике в Костроме, кочегаром на Волжских пароходах «Братья» и «Октябрь», масленщиком на цементном заводе в Вольске. В 1928-1930 годах служил в ВВС Черноморского флота.
С марта 1931 по октябрь 1936 года - машинистр ледокола «Ленин» Северного государственного морского пароходства в Архангельске. С октября 1936 года работал на ледокольных пароходах «Георгий Седов» и «Садко» Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП) при Совете Народных Комиссаров СССР.
В должности второго механика ледокольного парохода «Георгий Седов» участвовал в 812-дневном дрейфе во льдах Северного Ледовитого океана с августа 1937 года по январь 1940 года. Ледокол «Георгий Седов» стал первой плавучей научно исследовательской станцией, изучавшей Центральный полярный бассейн.
Когда 26 сентября 1938 года судно получило пробоину, С.Д. Токарев вместе с машинистом Николаем Шарыповым по очереди спускались за борт, и в ледяной воде сумели заделать пробоину большим куском пакли, пропитанной машинным маслом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года «за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленное при этом мужество и настойчивость» второму механику ледокольного парохода «Георгий Седов» Токареву Сергею Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 230).
Согласно этому же Указу, каждому из 15 участников дрейфа, удостоенных высшей степени отличия СССР, была вручена денежная премия в сумме 25.000 рублей.
В 1940-1941 годах учился в Промышленной академии в Москве. С июля 1941 года - в Военно-морском флоте. В 1941-1943 годах служил командиром группы движения электромеханической боевой части (БЧ-5) минного заградителя "Аргунь" Тихоокеанского флота (ТОФ). В 1943-1946 годах служил в минно-торпедном отделе ТОФ. Участник советско-японской войны 1945 года.
В январе 1946 года направлен в город Гамбург (Германия), где в составе группы моряков участвовал в приемке и перегонке трофейного флота. В октябре 1946 года отозван в Москву в распоряжение Министерства морского флота СССР. До 1970 года работал инженером и старшим инженером в различных отделах Главсевзапфлота и ГУСМП, занимаясь вопросами организации судоремонта и эксплуатации флота.
В октябре 1957 года на пароходе "Кооперация" был направлен в Антарктику. До марта 1958 года участвовал в третьей комплексной антарктической экспедиции АН СССР, занимая должность вахтенного механика на станции "Мирный".
С сентября 1980 по июнь 1988 года - инженер и старший инженер отдела Научно-технического управления Минморфлота СССР.
С 30 июня 1988 года - на заслуженном отдыхе.
Жил в Москве. Умер 7 октября 1996 года. Похоронен в закрытом колумбарии Ваганьковского кладбища в Москве (секция 33а).
Награждён орденами Ленина (03.02.1940), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), медалями. Почётный полярник СССР.
Дополнил Тимур Каримов (26.04.2015).
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Золотые Звёзды северян. 2-е изд. Архангельск, 1971
Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.
Слава и гордость морского флота. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. ‒ М., 1991.