Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Билюкин Александр Дмитриевич

Билюкин Александр Дмитриевич

11.09.1920 - 24.10.1966

Герой Советского Союза

Даты указов

02.11.1944

Медаль № 3781

Билюкин Александр Дмитриевич — командир эскадрильи 196-го истребительного авиационного полка 324-й истребительной Свирской Краснознаменной авиационной дивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта, капитан.

Родился 11 сентября 1920 года в деревне Жуково ныне Сафоновского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Семилетнюю школу окончил в поселке Жаворонки Одинцовского района Московской области, куда переехали его родители. В 1936 году поступил в школу ФЗУ при заводе "Авиахим". Получив специальности медника и токаря, работал на заводе. Без отрыва от производства закончил аэроклуб.

В 1939 году призван в Красную Армию и направлен в авиационное училище. В 1940 году окончил Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу имени В.П. Чкалова и младшим лейтенантом прибыл в 196-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа для дальнейшего прохождения службы.

В составе этого полка встретил начало Великой Отечественной войны и воевал до Победы. Начал войну лётчиком, в июле 1943 года назначен командиром эскадрильи. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

С первых дней войны участвовал в боевых вылетах в небе Ленинграда. Первую победу одержал уже в июле 1941 года, при облете своего И-16 вовремя заметив и атаковав вражеский истребитель. В одном из воздушных боёв самолёт Билюкина был подожжен, и ему пришлось прыгать с парашютом. Полтора месяца пролежал он в госпитале с ожогами лица и рук. В день выписки, не долечившись и отказавшись от отпуска, вернулся в свой полк. Уже на другой день сопровождал транспортные самолёты в город на Неве. Почти 3 года отважный летчик защищал Ленинград: прикрывал город и "дорогу жизни", вылетал на перехват и сопровождение, прикрывал наши наземные войска от ударов вражеской авиации в районах Синявино.

В апреле 1943 года пара P-40 "Киттихаук" капитана Парфенова и старшего лейтенанта Билюкина патрулировала над передовой. За час до наступления темноты они обнаружили большую группу пикировщиков Ju-87, под прикрытием истребителей FW-190 направляющуюся к Ленинграду. Наши летчики, несмотря на численное превосходство врага, тут же атаковали. В результате боя были сбиты два самолета противника и сорвано нанесение бомбового удара. В таких схватках Билюкину пришлось участвовать не однажды. Особо отличился летом 1943 года в боях над Синявинскими высотами. Только за два боя 1 августа командир эскадрильи старший лейтенант Билюкин сбил 4 истребителя-бомбардировщика FW-190.

После прорыва блокады и разгрома захватчиков под Ленинградом, в сентябре 1944 года полк, в котором служил капитан Билюкин, перебросили на Карельский фронт. Здесь, в сложных условиях Заполярья, за короткий промежуток времени совершил 18 боевых вылетов, участвовал в четырех воздушных боях и сбил 2 гитлеровских истребителя.

К ноябрю 1944 года капитан Билюкин совершил 418 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника и 1 в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Александру Дмитриевичу Билюкину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Боевые действия капитан Билюкин закончил в небе Заполярья. Выполняя задание по блокированию вражеского аэродрома в Северной Норвегии, он на своей "Аэрокобре" с надписью "Александр Невский" одержал последнюю победу, сбив Ме-109. Всего за войну провел 430 боевых вылетов, лично сбил 23 и в группе 1 самолет противника. Эскадрилья, которой командовал Билюкин, считалось одним лучшей в полку. Летчики эскадрильи совершили более 630 боевых вылетов и уничтожили 31 вражеский самолет.

После войны остался на службе в ВВС. В 1945-1947 годах служил в том же 196-м истребительном авиационном полку в составе ВВС Московского военного округа. Окончил в 1948 году Курсы усовершенствования офицерского состава. В 1957 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). Служил командиром 156-го истребительного авиационного полка, начальником штаба — заместителем командира 131-й истребительной авиационной дивизии в 57-й воздушной армии.

С 1966 года полковник А.Д. Билюкин — в запасе. Жил в Москве.

Умер 24 октября 1966 года. Похоронен на Троекуровском кладбище города Москва.

Награждён орденами Ленина (2.11.1944), Красного Знамени (26.04.1943), Александра Невского (5.09.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.07.1944), тремя орденами Красной Звезды (21.03.1943, ...), медалями "За оборону Ленинграда" (1943), "За оборону Советского Заполярья" (1945), другими медалями.


Самым удачным в его боевой биографии стало 1 августа 1943 года. Тогда 7 лётчиков 196-го авиаполка во главе со старшим лейтенантом А. Билюкиным провели тяжелейший бою с 12 истребителями FW-190, где противник в течение 20 минут пытался наращивать силы. Советские истребители сбили 10 немецких бомбардировщиков и 2 повредили, не потеряв при этом ни одной машины. В этой схватке особо отличился сам командир группы, сбивший 3 вражеских машины. Кроме того, один самолёт FW-190 Александр сбил в этот же день ещё утром. Но узнать эти подробности от самих лётчиков было нелегко.

- Ну что тут особенного ! - говорил Александр. - Действовали, как положено. Вылетели семёркой на отражение налёта бомбардировщиков противника. Встретились. По радио предупредил ведомых и пошёл в атаку. В это время Старший лейтенант Шевченко передал, что дерётся с четвёркой "фоккеров". Немцы подходили не эшелонно, а четвёрками, поэтому Шевченко и оказался перед 4 FW-190. Услышав его, я завершил атаку и сбил "фоккера". Мы с ведомым, старшим сержантом Глагольевым, тут же поспешили на помощь товарищу. Набирая высоту, с ходу сбил ещё одного, а мой "щит", Глагольев, отразил атаку новой четвёрки. То, что немцы шли четвёрками, облегчило наши действия. Они по четыре. А нас семь. И мы сразу взяли инициативу в свои руки. Атаковали, стараясь занять более выгодные позиции, особенно по высоте. Борьба шла на вертикалях, на высотах 4 - 5 тысяч метров. Вот, пожалуй, и всё.

- Но вы упомянули только 2 самолёта - наседал на Билюкина корреспондент военной газеты. - А говорят, вы сбили четыре !

- Верно. Это когда немец пытался на вираже зайти в хвост самолёта Глагольева. Теперь мне пришлось быть ему "щитом". Резко развернулся, дал пару очередей - "фоккер" и задымил. А четвёртый был ещё раньше. Группой то мы вылетали во второй половине дня. А когда я утром патрулировал, тоже произошла встреча с противником. Ну, одного и сбил. Да ведь и другие сбивали. Вот, например, Капитан Подорский тоже сбил одного "фокке - вульфа".

В этом интервью весь он, Александр Дмитриевич Билюкин. От других участников схватки стало известно, что когда у него кончились боеприпасы, он не вышел из боя, а стал производить ложные атаки, чтобы отвлечь на себя часть истребителей противника. Замысел Александра удался. Он действительно привлёк к себе внимание врагов и облегчил маневр товарищам. Но отбиваться от "фоккеров" было нечем.

Вражеский снаряд попал в самолёт, его осколками ранило лётчика. Всё же Билюкину удалось дотянуть до родного аэродрома. Через несколько часов залатанный истребитель и Александр, получивший необходимую медицинскую помощь, снова были в воздухе. За самоотверженные и умелые действия в этом бою Билюкин был награждён орденом Александра Невского.

По книге За чистое небо. - Лениздат, 1978

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

За чистое небо. - Л.: Лениздат, 1978

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.

Подводная археология   Т