Герой Российской Федерации
Транспорт: Лётчики ГВФ
Шарпатов Владимир Ильич

Шарпатов Владимир Ильич

21.03.1940 -

Герой Российской Федерации

Даты указов

22.08.1996

Медаль № 334

Шарпатов Владимир Ильич – командир самолёта Ил-76 акционерной авиационной компании «Аэростан» Республики Татарстан.

Родился 21 марта 1940 года в посёлке Красногорский Звениговского района Марийской АССР (ныне – Республики Марий Эл) в семье шофёра. После школы поступал в лётное училище, но не прошёл. Работал столяром, шофёром, поступил в Казанский авиационный институт на вечернее отделение. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. После окончания третьего курса института поступил в Краснокутское лётное училище гражданской авиации.

В 1965 году окончил училище и по распределению был направлен в Тюмень. Это город стал для лётчика Шарпатова второй родиной. Тысячи налётанных часов, десятки тысяч тонн перевезённых грузов. Освоил самолёты Ан-2, Ан-24. В 1977 году первым из тюменских лётчиков поднял в небо транспортный самолёт Ил-76. Участник дальнего испытательного беспосадочного полёта по маршруту Тюмень – мыс Каменный – Якутия – Тобольск – Ханты-Мансийск – Тюмень продолжительностью 10 часов 40 минут. Совершал полеты по миротворческой линии ООН в Саудовскую Аравию, Сомали, Сьерра-Леоне и др., побывав почти в восьмидесяти государствах мира.

С 1 января 1995 года – пилот-инструктор авиакомпании «Аэростан» города Казани. По договорённости с компанией «Трансавиа» перевозил по воздуху боеприпасы для правительства Афганистана, боровшегося с исламским радикальным движением «Талибан». Совершил два успешных полёта.

2 августа 1995 года самолёт Ил-76 (бортовой номер RA-76842) акционерной авиационной компании «Аэростан» выполнял транспортный рейс из Объединённых Арабских Эмиратов в Баграм (Северный Афганистан). Во время пролёта над территорий Афганистана, контролируемой исламским движением «Талибан», самолёт под угрозой открытия огня был посажен на аэродроме в Кандагаре. Это была провокация, направленная против России. Но груз на борту, 1304 ящика с патронами калибра 7,62, был закуплен в Албании, имел китайскую маркировку и доставлялся из Эмиратов. Из российского на борту был только наёмный экипаж. Провокация не достигла результата. Экипаж оставался в плену у талибов больше года.

Усилия дипломатов и посредников с целью освобождения российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на переписку и отдельных встреч с лётчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить побег. Со временем талибам разъяснили, какова ценность захваченного ими «Ила», что он требует регулярного технического обслуживания. Силами экипажа, в полном составе.

16 августа 1996 года во время очередной профилактики самолёта, простоявшего почти год без техобслуживания, экипаж совершил дерзкий побег. Командир корабля Шарпатов, прогревая поочередно двигатели, вывел их на взлётный режим и под огнём охраны поднял самолёт в воздух. Чтобы обмануть преследователей, пилот направил машину не на север, в сторону России, а на запад. По заранее согласованному с Ираном воздушному коридору Ил-76 совершил полуторачасовой перелёт в Объединённые Арабские Эмираты. В Шардже отважный экипаж уже встречали представители российского посольства.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, Шарпатову Владимиру Ильичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда». Высокая награда была вручена ему в Кремле председателем Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдиным.

Этим же указам высокое звание было присвоено второму пилоту Г. Г. Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Викторович Здора, бортинженер Асхат Минахметович Аббязов, ведущие инженеры Сергей Борисович Бутузов, Виктор Петрович Рязанов, бортрадист Юрий Николаевич Вшивцев – награждены орденом Мужества.

После возвращения из плена Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании «Аэростан», но 1 декабря 1998 года был уволен «по сокращению штатов». Ему тогда было 58 лет, и это не предельный возраст для лётчика. Не добившись, даже через суд, восстановления на работе, он уехал в город Тюмень.

По распоряжению губернатора Тюмени Герою выделили большую квартиру в центре города. В местной авиакомпании «Тюменьавиа» он вновь вновь сел за штурвал самолёта. С марта 1999 года по сентябрь 2002-го Шарпатов – командир экипажа Ил-76 авиакомпании «Тюменские авиалинии» (ныне «Ю-Тэйр»). Только в 62 года он ушёл с лётной работы.

В настоящее время – на пенсии. Ведёт активную политическую жизнь. Является членом Совета регионального отделения партии «Родина» в Тюменской области. Депутат Тюменской областной думы (с 2011).

Подполковник (13.03.2015) в отставке.

Награждён медалями. Почётный гражданин посёлка Красногорский Республики Марий Эл.


 

Биографию подготовил: Владимир Рогов