Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Мошков Борис Николаевич

Мошков Борис Николаевич - заместитель командира эскадрильи 431-го штурмового авиационного полка 299-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, старший лейтенант.

Родился 17 июня 1922 года в городе Юрьевец ныне Ивановской области в семье рабочего. Русский. В 1940 году окончил 8 классов Юрьевецкой средней школы № 1, в следующем году – Кинешемский аэроклуб.

В апреле 1941 года был призван в Красную Армию Кинешемским райвоенкоматом. Был направлен в Поставскую авиационную школу пилотов бомбардировщиков (г. Поставы, ныне Могилевской области Белоруссии). С началом Великой Отечественной войны в составе школы эвакуирован на восток, в город Чкалов (Оренбург). Продолжил учебу в 1-й Чкаловской военной авиационной школе пилотов им. Е.Е. Ворошилова. В декабре 1941 форсировано окончил программу обучения на бомбардировщике СБ, затем освоили штурмовик Ил-2. В июле 1942 года с отличием окончил учебу и в звании сержант направлен на фронт.

Был зачислен летчиком в 431-й (с августа 1944 года – 174-й гвардейский) штурмовой авиационный полк. В составе полка прошел весь боевой путь до Победы. К боевым вылетам приступил не сразу, в августе 1942 полк, потерявший под Сталинградом все самолеты, был выведен в тыл на перевооружение. Сержант Мошков успешно закончил программу переучивания на Ил-2, затем перегонял с заводов самолеты для полка.

Весной 1943 года в составе полка приступил к боевой работе на Центральном фронте. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В мае 1943 стал офицером.

Участвовал в сражении на Курской дуге. Только за месяц боев с июля по август 1943 года произвел 23 успешных боевых вылета в которых лично уничтожил 9 танков, свыше 30 автомашин, 4 зенитные точки, сбил лично истребитель Ме-109, и два самолет сбил его воздушный стрелок. 5 августа в боевом вылете в районе города Орла был ранен, в кабине разорвался зенитный снаряд. Не смотря на ранение, продолжил выполнение боевого задания и затем привел машину на свой аэродром. Через короткое время вернулся в строй.

В дальнейших боях группы Ил-2 ведомые Мошковым активно действовал по боевым порядкам противника в боях за украинские города Новогород-Северский, Конотоп, Бахмач, Нежин, обеспечивали форсировании рек Сож, Днепр, Припять. В боях за освобождение Белоруссии, на Гомельском, Жлобинском и Ковельском направлениях штурмовики Мошкова производил по 4-5 заходов на цель, нанося противнику большой урон в живой силе и технике.

1 мая 1944 года при выполнении ответственного задания в районе города Ковель штурмовик Мошкова был подожжен над вражеской территорией. Благодаря отваге, выдержке и мастерскому управлению самолетом летчику удалось на искалеченной машине перетянуть через линию фронта в расположение своих войск.

К маю 1944 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Мошков совершил 106 успешных боевых вылетов, в результате которых лично уничтожил 22 танка, 70 автомашин, 34 орудия полевой и зенитной артиллерии, несколько складов с боеприпасами, пароход с военными грузами, 2 крупных моста, свыше 700 гитлеровцев. Провел 14 воздушных боев сбил лично 2 вражеских самолетов и 2 сбил его воздушный стрелок.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Мошкову Борису Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Летом 1944 года принял командование эскадрильей. До конца войны гвардии капитан Мошков совершил еще несколько десятков боевых вылетов в ходе Варшавской, Лодзинской и Берлинской операций. Только в Берлинской операции его эскадрилья провела 132 успешных боевых вылета. Был представлен к награждению четвертым орденом Красного Знамени, но не получил его.

Ко дню Победы на счету летчика-штурмовика Мошкова было 140 успешных боевых вылетов, из них 82 в качестве ведущего групп штурмовиков. Лично уничтожил 27 танков, 107 автомашин, 40 орудий, 7 складов с боеприпасами, 2 моста, речной пароход, много живой силы противника. Провел 22 воздушных боя, в которых сбил 5 самолетов врага.

После Победы остался в армии, но военную карьеру прервал несчастный случай. В конце мая 1945 года при катастрофе автомобиля получил тяжелую травму – сложный перелом ноги. Врачебной комиссией был признан ограничено годным для работы в невысотной и нескоростной авиации. В марте 1946 года гвардии капитан Мошков уволен в запас.

Приехал на родину в город Юрьевец. Работал в лесном хозяйстве заведующим гаражом, лесничим. В 1948 году вернулся в небо, в гражданскую авиацию. Работал летчиком-инструктором Краснокутского авиационного училища пилотов гражданского воздушного флота.

С января 1949 года – в Управлении гражданской авиации Коми АССР. Работал начальником аэропорта города Ижма, пилотом-инструктором УТО-20 Сыктывкарского отдельного авиационного отряда, командиром корабля 75-го авиаотряда. Летал пилотом самолета Ан-2, командиром корабля Ли-2, Ил-14, Ан-10. За его плечами 13000 часов, проведенных в воздухе, три миллиона километров небесного пути. В 1955 году окончил школу высшей летной подготовки в Ульяновске. В 1961-1970 годах работал командиром корабля на Горьковском авиационном заводе им. Серго Орджоникидзе.

С 1970 года на заслуженном отдыхе. Вернулся на родину, жил в городе Юрьевец Ивановской области. Скончался 24 июня 1984 года. Похоронен в Юрьевце, на старом городском кладбище.

Награжден орденом Ленина (19.08.1944), тремя орденами Красного Знамени (24.08.1943, 20.12.1943, 14.04.1944), орденами Александра Невского (15.11.1944), Красной Звезды (12.07.1943), медалями.

В Юрьевце на здании школы установлена мемориальная доска. Его имя увековечено на мемориалах в Юрьевце и в Иваново. Имя Героя увековечено на мемориальной доске выпускникам кинешемского аэроклуба.

Исправил и дополнил Сергей Каргапольцев
по документам из личного дела.


 

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Личное дело

Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. Ярославль, 1980