Герой Российской Федерации
ВВС: Лётчики-испытатели
Толбоев Магомед Омарович

Толбоев Магомед Омарович

20.01.1951 -

Герой Российской Федерации

Даты указов

17.11.1992

Медаль № 9

Толбоев Магомед Омарович – лётчик-испытатель Лётно-испытательного института имени М.М. Громова, город Жуковский Московской области.

Родился 20 января 1951 года в ауле Согратль ныне Гунибского района Дагестана. Аварец. В 1969 году окончил Гунибскую среднюю школу. Старший брат лётчика-испытателя Героя Российской Федерации Тайгиба Омаровича Толбоева.

В Вооружённых Силах СССР с 1969 года. В 1973 году с отличием окончил командный факультет Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.М.Комарова. Служил в истребительной авиации Военно-воздушных сил Одесского военного округа и Группы советских войск в Германии в должностях лётчика, начальника парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка. В 1979 году окончил Высшую партийную школу в Группе советских войск в Германии. В 1980 году капитан М. Толбоев уволился в запас в связи с направлением на учёбу.

В 1981 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-испытательного института Министерства авиационной промышленности СССР. С 1980 года - лётчик-испытатель Лётно-испытательного института (ЛИИ) имени М.М.Громова. В 1984 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (вечернее отделение).

За период лётно-испытательной работы освоил и испытал 56 типов и модификаций самолётов. На его счету испытания таких знаменитых машин, как МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27, Су-30. О характере лётной работы М.О.Толбоева красноречивее всего говорит перечень решённых им задач: расширение допустимых областей применения истребителей, разработка техники воздушного боя, испытания на критических углах атаки, достижение максимально допустимых скоростей у земли и на практическом потолке, испытания автоматических систем стыковки с самолётами-заправщиками, исследования воздействия грозовых электрических полей на самолёт, отработка бездвигательной посадки. Несколько лет был членом сборной команды СССР по авиационному спорту. Освоил и впервые поднял в небо несколько типов сверхлёгких спортивных и экспериментальных самолётов. На счету М.О.Толбоева две благополучные аварийные посадки самолётов с неработающим двигателем и одна посадка Су-27 с разрушенным хвостовым оперением самолёта (после испытаний на предельно допустимые нагрузки).

Значительной страницей в биографии М.О.Толбоева является участие в советской космической программе. В 1983-1994 годах он был членом отряда космонавтов ЛИИ имени М.М.Громова, прошёл полный курс подготовки в Центре подготовки лётчиков-космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Космонавты ЛИИ готовились к пилотируемым полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран». Они выполняли уникальные подготовительные полёты, исследовали поведение лётчиков в условиях невесомости. К сожалению, пилотируемые полёты «Бурана» так и не состоялись: на волне перестройки грянул мощный хор голосов о ненужности и затратности этого проекта, требовали прекратить финансирование проекта, а высвобожденные деньги направить на улучшение продовольственного снабжения населения. В итоге с продовольствием лучше не стало, а вот полностью готовая космическая программа была свёрнута, и прошедший космическое крещение в автоматическом режиме «Буран» после долгих лет простоя погиб на земле. Ярчайший пример недальновидности – ведь после гибели американского многоразового корабля «Колумбия» именно «Буран» мог гарантированно вернуть Россию на место мирового лидера в области космических исследований. Ничего этого не произошло. М.О.Толбоев в космос не полетел. Однако его заслуги в лётно-испытательной деятельности не остались неотмеченными.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, указом Президента Российской Федерации № 1401 от 17 ноября 1992 года Толбоеву Магомеду Омаровичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Видимо, закрытие программы «Буран-Энергия» стало одной из причин его ухода из испытательной деятельности. В 1994 угоду уволился из ЛИИ имени М.М.Громова и из отряда космонавтов ЛИИ. В 1993 году он окончил Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, в 1996 году - аспирантуру при нём.

С 1990 года активно занимался политической деятельностью. В 1993-1995 годах - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 1 созыва от Махачкалинского одномандатного избирательного округа. Избирался членом Конституционного Собрания Республики Дагестан, в 1994 году баллотировался на пост председателя Государственного Совета Республики Дагестан, был на втором месте по числу поданных за него голосов. Член Президиума Конгресса промышленников и предпринимателей (1994-1995). В 1995 году проиграл выборы в депутаты Государственной Думы 2 созыва.

В июне 1996 - июне 1998 года был секретарём Совета безопасности Республики Дагестан. Многое сделал в период Первой чеченской войны для освобождения заложников и военнопленных, вел переговоры с полевыми командирами, участвовал в мероприятиях по недопущению распространения боевых действий на Дагестан. В 1999-2000 годах был заместителем командующего авиацией Московского округа внутренних войск МВД России и главным инспектором авиации МВД России.

В настоящее время М.О. Толбоев занимается общественной и предпринимательской деятельностью. деятельностью. С 1997 года - почётный президент Московского авиационного салона МАКС. Также - член Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации, президент Российской корпорации «Авиация», почётный президент Федерации ушу-сань-да города Москва.

Кандидат исторических наук (1995). Доктор исторических наук (2006).

Живёт и работает в городе Жуковский Московской области.

Полковник запаса (5.07.1998). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1989), медалями.

Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (19.10.1996), военный лётчик 3-го класса (1973). Почётный работник транспорта Российской Федерации (2011).

Сочинения:

Испытание. Москва, 2001


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров