Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Сенченко Владимир Петрович

Сенченко Владимир Петрович

07.07.1922 - 26.08.1994

Герой Советского Союза

Даты указов

27.06.1945

Медаль № 7703

Сенченко Владимир Петрович - штурман эскадрильи 1-го гвардейского истребительного авиационного полка 7-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан.

Родился 7 июля 1922 года в городе Дербент Дагестана в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил десять классов средней школы.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с 1942 года. Воевал на Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах.

В октябре 1942 года 1-й гвардейский истребительный авиационный полк начал осваивать новый советский истребитель "Як-7". Эта машина могла развивать скорость до 670 километров в час. Вместе с ветеранами новую технику осваивали и молодые лётчики, ставшие в строй на место погибших в боях и переведенных в другие части. В ноябре 1942 года 1-й гвардейский полк был уже укомплектован полностью и вылетел на Калининский фронт.

В декабре 1942 года войска Калининского фронта начали наступление на великолукском направлении. Лётчики-гвардейцы уже в первые дни боев уничтожили несколько фашистских самолётов.

11 декабря 1942 года группа истребителей, в составе которой был гвардии лейтенант В.П. Сенченко, вылетела на помощь войскам, наступавшим севернее Великих Лук. При подходе к линии фронта группа встретила около двадцати "юнкерсов" и двенадцать "мессершмиттов". Путь к нашим войскам врагу отрезали.

"Юнкерсы" вынуждены были сбросить бомбы, не долетев до цели. Лётчики метким огнем из бортового оружия сбили шесть "Ю-88". Остальные "юнкерсы" покинули поле боя. Оставшиеся дни 1942 года оказались последними для немецко-фашистских захватчиков, временно оккупировавших старинный русский город.

Особенно успешно провели гвардейцы бой с большой группой фашистских самолётов днем 27 января 1943 года. Пятерка истребителей, в составе которой был гвардии лейтенант В.П. Сенченко, летела к линии фронта. Видимость была отличная. По небу медленно плыли небольшие кучевые облака. Ярко светило солнце.

Именно в сторону солнца особенно внимательно вглядывались лётчики: фашисты умели довольно искусно использовать ослепительный солнечный свет во время внезапных атак. И на этот раз 15 вражеских самолётов пытались нанести гвардейцам удар именно со стороны солнца, думая поставить наших лётчиков в положение ослепленных.

Однако ведущий — гвардии старший лейтенант А.Е. Молодчинин — вовремя заметил врага и разгадал его замысел. Осмотрительность и непрерывная бдительность гвардейцев позволили им занять лучшее исходное положение для атаки. "Заговорили" пушки и пулемёты. Как-то само собой образовались три очага боя.

В двадцатиминутном бою пять лётчиков-гвардейцев сбили пять вражеских самолётов, не потеряв ни одного. Не успела наша пятерка как следует отдохнуть, как ей снова пришлось лететь на задание. Наступавшие стрелковые части просили обезопасить их от атак с воздуха.

У линии фронта гвардейцы навязали бой повстречавшейся шестёрке вражеских самолётов. В тот момент, когда ведущий атаковал первую пару, на его самолёт сзади напали два "мессершмитта", только что появившиеся над полем боя. Ведомый — гвардии лейтенант В.П. Сенченко — по радио предупредил командира об опасности и длинной очередью спас самолёт А.Е. Молодчинина от верной гибели.

Однако этот маневр позволил двум "ФВ-190" атаковать машину В.П. Сенченко. Предупрежденный об опасности, В.П. Сенченко энергично развернул машину на 180 градусов и бросил "як" в лобовую атаку на врага. Гвардеец видел только, что трасса его очереди накрыла один "ФВ-190".

Больше лётчик ничего не смог увидеть: в кабину хлынуло облако паров антифриза. Двигатель остановился, истребитель начал беспорядочно падать. В.П. Сенченко открыл фонарь кабины. Пары антифриза выдуло сильным встречным потоком. Лётчик мгновенно вывел самолёт в горизонтальное положение над большим снежным полем.

Через несколько минут пары антифриза снова заполнили кабину. Посадку пришлось производить почти вслепую, под обстрелом двух вражеских самолётов. Кто-то из гвардейцев смелой атакой отогнал гитлеровцев, и В.П. Сенченко благополучно посадил свою израненную машину на лёд Ладожского озера.

Выбравшись из кабины, гвардии лейтенант вдруг почувствовал острую боль в пальцах ноги. Пришлось присесть на крыло. Рана оказалась не очень серьезной, и В.П. Сенченко, превозмогая боль, зашагал к берегу. С каждой минутой раненая нога ныла сильнее. Хотелось присесть, отдохнуть. Но В.П. Сенченко понимал, что сделать это — значит замерзнуть.

Стиснув зубы, он упрямо продолжал двигаться вперёд. В предвечерней тишине до слуха лётчика донесся шум автомобильных моторов. Значит, близко ледовая "дорога жизни", связывающая Ленинград с Большой землей. Лётчик пошел быстрее. Дышать, кажется, стало легче. Вот впереди мелькнула полоска света. "Автомашины! Но почему они идут с включенными фарами?!" Из темноты вынырнул "пикап" и, моргнув фарами, остановился.

Через минуту В.П. Сенченко удобно устроился в закрытом кузове. Сидевший рядом военный рассказал, что "пикап" принадлежит авиационной дивизии, которой командует дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Г.П. Кравченко. Сам он — заместитель командира дивизии. Видел, как дрались гвардейцы, как упали сбитые два "ФВ-190", как лётчик вывел свой истребитель из беспорядочного падения и пошел на посадку за ледовой дорогой.

К ночи В.П. Сенченко был в родном полку. Исполняющий обязанности командира майор И.М. Дзюба тепло поздравил лётчика с победой и сообщил, что за спасение в бою жизни командира и уничтожение двух фашистских самолётов командование представляет его к правительственной награде.

С переходом 12 июля 1943 года в наступление ударной группировки Западного и войск Брянского фронтов 1-й гвардейский истребительный авиационный полк обеспечивал боевую деятельность штурмовой и бомбардировочной авиации, а в интересах ударной группировки вёл ближнюю воздушную разведку.

И снова, как в дни обороны Москвы и прорыва блокады Ленинграда, по четыре-пять, а порой и больше вылетов за день совершали гвардейцы. С рассвета и дотемна не смолкал на аэродроме гул моторов. Воздушные бои вспыхивали то здесь, то там. Об их напряженности можно судить хотя бы по тому, что только за два дня наступления гвардейцы уничтожили 25 самолётов противника. И каждый бой требовал отваги, готовности к самопожертвованию, максимального напряжения воли и сил.

Очередная группа из десяти "яков" во главе с гвардии капитаном А.Е. Молодчининым поднялась в воздух, когда солнце уже клонилось к горизонту. С земли по радио приказали отразить налет врага на район Ягодное. Здесь два советских "Ла-5" уже вели бой с группой "ФВ-190". Первая четверка "яков" во главе с А.Е. Молодчининым сразу устремилась в бой.

С первой же атаки А.Е. Молодчинин и В.И. Московенко сбили два вражеских самолёта. На помощь противнику пришли еще двенадцать истребителей. Но гвардейцы действовали искусно, решительно. Лётчикам удалось сбить ещё пять фашистских самолётов. Один из них сбил В.П. Сенченко. Недобитые вражеские машины предпочли удрать с поля боя.

Капитан А.Е. Молодчинин собрал группу и доложил по радио о выполнении приказа. Командир корпуса приказал любой ценой помешать внезапно появившимся в районе Старицы бомбардировщикам противника нанести удар по нашим войскам.

Группа А.Е. Молодчинина развернулась на новый курс. Ведущему доложили: "На горизонте — двадцать "Ю-88"..." Гвардейцы с ходу атаковали головную колонну врага и сбили пять бомбардировщиков. Один из них сбил гвардии лейтенант В.П. Сенченко. Остальные "юнкерсы" сбросили бомбы мимо цели и ушли за линию фронта.

С первыми лучами солнца начался очередной напряженный боевой день. Эскадрилья поднялась в воздух. Ей приказали обезопасить от удара бомбардировщиков противника танковую часть, вклинившуюся в оборону немцев. Уже на подходе к району прикрытия лётчикам пришлось пережить трудную минуту.

Враг обрушил на них шквал зенитного огня. Один из снарядов разорвался под кабиной самолёта гвардии лейтенанта В.П. Сенченко. Несколько мелких осколков снаряда впились в тело лётчика, мотор заглох. Самолёт перешел в пикирование. Лётчик попытался вывести его в горизонтальный полет, но рули бездействовали. Тогда, отстегнув привязные ремни, В.П. Сенченко сбросил фонарь кабины.

Воздушный поток огромной силы вытолкнул пилота из кабины и раскрыл парашют. Но падение почему-то почти не замедлялось. Лётчик взглянул на купол парашюта и сразу же нашел ответ на возникшее "почему": в полотне зияли пробоины. С нарастающей скоростью приближалась земля: траншеи, окопы, воронки, горящие танки. Удар. И все на миг исчезло.

Первое, что услышал В.П. Сенченко, когда пришел в себя, — лязг гусениц танка, потом треск пулемётов и выстрел пушки. Лётчик открыл глаза. Прямо на него двигался танк. Из другого танка стреляли из пулемёта. Гвардии лейтенант посмотрел вправо. Метрах в двадцати от него лежали, уткнувшись в землю, гитлеровцы.

Огонь советских танков не давал им поднять головы. Лётчик раздумывал: что сейчас лучше всего предпринять? В это время танк наехал гусеницами на купол парашюта. Кто-то из нижнего люка зацепил парашют крюком, и танк дал задний ход. Стропы натянулись и поволокли В.П. Сенченко за танком. За вершиной холма машина остановилась. Танкисты подбежали к лётчику.

Спазма сдавила горло, пелена тумана затянула глаза. Он ничего не мог сказать боевым товарищам, проявившим такую смелость и находчивость ради спасения его жизни. Подошел грузовик с красным крестом на борту. В.П. Сенченко посадили в кабину. На прощание он пожал руки танкистам. Но далеко уехать не удалось: машину обстреляли, и она вернулась обратно.

По приказанию командира танковой части к "санитарке" подошли два танка. Один встал впереди, а другой сзади. Несколько минут преодолевал таким образом прикрытый броней грузовик опасную зону, пока она не осталась позади. Танки вернулись на передовую, а грузовик помчался к полевому госпиталю. Спасли гвардии лейтенанта В.П. Сенченко танкисты как раз той части, прикрывать которую он вылетал.

Вместе с наземными войсками продвигалась на запад и советская авиация. Вооруженный новыми самолётами и пополненный большой группой молодых лётчиков, 1-й гвардейский полк в октябре 1943 года прибыл на 1-й Прибалтийский фронт. Здесь напряженные бои гремели южнее Невеля.

Наши пехотинцы, танкисты, артиллеристы вклинились между группами вражеских армий "Север" и "Центр" и полукольцом охватывали силы противника в районе Витебска. Базой гвардейцев стал аэродром Кодотково. Отсюда вылетали они прикрывать войска 4-й ударной армии.

Обстановка в воздухе на этом участке в октябре была весьма сложной. Противник оборудовал довольно широкую сеть аэродромов и держал много самолётов, в том числе новейших истребителей "Ме-109ф". Уже первые вылеты показали, что полку предстоят тяжелые бои. Гитлеровское командование и здесь, как и под Орлом, использовало свою авиацию крупными группами. Осложняла действия истребителей и неблагоприятная погода.

В такую погоду вылетела на задание восьмерка "яков" под командованием А.К. Лаухина. Первую четверку возглавил сам командир эскадрильи, а вторую — гвардии лейтенант В.П. Сенченко. На пути к району прикрытия войск группа обнаружила два "Ме-109ф". Атаковали противника гвардии старший лейтенант А.К. Лаухин и его ведомый. Один "мессершмитт" им удалось сбить, а другой на минимальной высоте улетел за линию фронта.

В этот момент с наземного пункта наведения по радио сообщили, что к позициям наших войск приближается большая группа бомбардировщиков "Ю-87". Гвардейцы тут же взяли курс в указанный район. Лететь пришлось на высоте чуть более ста метров — такой низкой была облачность.

Ее-то и использовали фашистские лётчики для скрытного прорыва. Когда гвардейцы подошли к району расположения советских войск, ведущая тройка "Ю-87" уже сбросила бомбы. Из-за облаков вынырнули еще четыре бомбардировщика. Их с ходу атаковало звено А.К. Лаухина. Ведущий и его ведомые сразу сбили каждый по "Ю-87" и этим отпугнули оставшиеся "юнкерсы" от района цели. Две группы истребителей противника — шестерка "ФВ-190" и четверка "Ме-109" — атаковали гвардейцев.

Завязался бой на небольшой высоте. Зрительная связь между группами нарушилась. В этих условиях очень помогала информация офицера наведения с земли. Руководствуясь ею, гвардейцы захватили инициативу и решительно атаковали противника. Командир эскадрильи гвардии старший лейтенант А.К. Лаухин в этом бою сбил три вражеских самолёта. Два уничтожил гвардии лейтенант В.П. Сенченко.

Уничтожив два фашистских самолёта, он сам оказался в очень трудном положении — без боеприпасов. Фашисты решили заставить В.П. Сенченко приземлиться на их аэродроме. Выручить гвардии лейтенанта никто не мог: преследуя врага, В.П. Сенченко слишком далеко оторвался от группы. Облака скрыли его машину из поля зрения товарищей.

Замысел врага В.П. Сенченко понял, когда заметил, что окружившие его машину истребители не открывают огонь даже с удобных позиций. Советский лётчик, выбрав удобный момент, энергичным разворотом ушел вверх и скрылся в облаках. Но В.П. Сенченко оставался над территорией, занятой противником. Сориентировавшись, он взял курс на свой аэродром.

При подходе к линии фронта В.П. Сенченко заметил один "як", отбивавшийся от четырех "ФВ-190". И хотя было на исходе горючее, а пушки давно остались без снарядов, гвардии лейтенант, не раздумывая, пошел на выручку товарища. Своей решительной атакой он помог товарищу по оружию выйти из неравной схватки с противником целым и невредимым.

Бой, проведенный эскадрильей старшего лейтенанта А.К. Лаухина, был тщательно проанализирован. Командир полка с удовлетворением отметил, что все участники боя дрались смело, искусно. Семь уничтоженных вражеских самолётов говорят об этом более чем красноречиво. Но группа могла бы добиться большего успеха, если бы сумела сохранить боевой порядок.

В июне 1944 года полк, пополненный личным составом и самолётами "Як-76", был переведен в состав 3-го Белорусского фронта. Войска этого фронта 23 июня 1944 года перешли в наступление и через три дня освободили Витебск. Еще через день немецко-фашистские оккупанты были выбиты из Орши. Успеху этих наступательных операций в немалой степени содействовала авиация фронта, в состав которой входил 1-й гвардейский полк.

В первом же воздушном бою на этом фронте отличился заместитель командира эскадрильи капитан В.П. Сенченко. Сопровождавшая группу "илов" шестёрка истребителей встретила восемнадцать "мессеров". Фашистские лётчики стремились атаковать штурмовики с трех направлений одновременно. Однако В.П. Сенченко и его ведомый сумели связать боем восемь "Ме-109".

В этой неравной схватке с врагом гвардии капитан В.П. Сенченко сбил один "мессершмитт" и тут же пошел в атаку на другой. В это время был подбит самолёт ведомого. Пришлось прикрыть его от атак противника и довести до ближайшего аэродрома. Возвратившись в район боя, В.П. Сенченко с ходу атаковал пару "ФВ-190", прорвавшуюся к штурмовикам. Вся группа гвардии капитана В.П. Сенченко благополучно возвратилась на свой аэродром.

Гвардии капитан В.П. Сенченко также совершил 102 успешных вылета на разведку войск противника. Выполнял самые трудные, самые ответственные, самые сложные задания командования. Летал в любых метеоусловиях, имел отличную штурманскую подготовку. После каждого вылета на разведку представлял ценные сведения о железнодорожных перевозках, о движении автотранспорта, об аэродромах, о системе обороны, о зенитной артиллерии противника. Только за период боевых действий на территории Германии произвел 81 успешный боевой вылет на разведку.

Данные, доставленные воздушной разведкой 1-го гвардейского и многих других авиационных полков, выполнявших подобные задачи, позволили штабу 1-го Украинского фронта определить характер и вскрыть систему обороны противника, в частности по берегам рек Нейсе и Шпрее, узнать аэродромную сеть противника и примерное количество базирующихся самолётов.

Это в определенной степени помогло войскам 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов, начавших 16 апреля 1945 года наступательную операцию, уже в первый день прорвать оборону врага, начать стремительное движение к столице фашистской Германии.

В разгар наступления в полк прибыл командир 7-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, который рассказал о ходе наступления, а затем поставил перед лётчиками задачу — установить связь с передовыми танковыми частями, наступающими на Берлин с юга.

Выполнить ответственное задание было поручено гвардии капитану В.П. Сенченко. Полёт предстоял длительный и опасный. В.П. Сенченко и его ведомому предстояло первыми из всех лётчиков дивизии пролететь над столицей фашистской Германии, дважды пересечь линию фронта, вести поиск в обстановке постоянной угрозы подвергнуться обстрелу многих зенитных батарей и атакам фашистских истребителей.

В заданное время два "Як-9д" поднялись в воздух и взяли курс на Берлин, к его южной окраине. Искусно уклоняясь от встречи с воздушным противником, В.П. Сенченко и его ведомый уверенно вели истребители к району, где, по предположению, должны были находиться в этот момент вырвавшиеся вперед советские танковые части.

Вот уже показался Берлин. Столица фашистской Германии была прикрыта серой дымкой тумана и копоти от горевших после ночной бомбардировки военных объектов. И хотя лётчики знали, что врагу не избежать возмездия за свои преступления, оба какую-то долю секунды пожалели, что под крыльями их "яков" сегодня нет бомб. С каким удовольствием они сбросили бы их с минимальной высоты, в упор, точно на здание гитлеровской канцелярии.

Промелькнула южная окраина Берлина. Гвардейцы внимательно всматривались в притаившиеся в садах и рощах пригородные дачи и дворцы прусских юнкеров, фабрикантов, гитлеровской знати. Военная гроза подошла к этим имениям вплотную, а многие уже и опалила своим огнем. "Но где же танкисты?"

Ещё несколько уменьшив высоту полета, гвардии капитан В.П. Сенченко внимательно просматривал каждый лесок, посёлок. Наконец у Лукенвальде ведущий заметил группу танков. Опытный разведчик без труда опознал "тридцатьчетверки". "Яки" пронеслись над танкистами и, поприветствовав их, взяли курс на свой аэродром.

К маю 1945 года штурман эскадрильи 1-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан В.П. Сенченко совершил 224 успешных боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 13 и в группе 5 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Владимиру Петровичу Сенченко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7703).

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Военно-воздушных силах. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию, в 1960 году — курсы переподготовки при Военно-политической академии. С 1979 года генерал-майор авиации В.П. Сенченко — в запасе. Жил в Киеве. Скончался 26 августа 1994 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.

Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени, медалями.


 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Путерброт А.Т. Боевая слава Дагестана. - Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1988.