Кустов Игорь Ефремович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 1039
Кустов Игорь Ефремович - лётчик 728-го истребительного авиационного полка 3-й ударной армии Калининского фронта, старший сержант.
Родился 7 июня 1921 года в городе Кувшиново Тверской области. Русский. Член ВКП(б). Окончил девять классов средней школы, затем аэроклуб в Брянске, куда переехал вместе с семьёй в 1931 году.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с декабря 1941 года.
В январе 1942 года с заснеженного аэродрома в Верхневолжье поднялись три истребителя и взяли курс на Пено. Ведущим группы шёл И.Е. Кустов. Вот и железная дорога, станция Пено. 18 немецких бомбардировщиков приближались к ней, чтобы сбросить свой смертоносный груз. Этого нельзя было допустить. Тройка истребителей врезалась в строй вражеских машин, открыла огонь.
"Юнкерсы", завидев опасность, рассыпались в стороны. Израсходовав в бою все боеприпасы, И.Е. Кустов решил таранить одного из бомбардировщиков - он направил свой истребитель прямо в лоб противнику. Но в последний момент немецкий лётчик не выдержал и отвалил в сторону. Не сбросив бомб, "Юнкерсы" ушли восвояси.
В феврале 1942 года И.Е. Кустов и ещё два лётчика на аэродроме Холм сожгли 2 немецких транспортных самолёта, затем в групповых воздушных боях уничтожили 4 "Юнкерса", одного "Хеншеля-126", одного "Хейнкеля-111" и одного "Юнкерса-52".
18 февраля 1942 года И.Е. Кустов сбил "Юнкерс". На другой день одержал очередную победу, сбив "Хеншеля-126". 23 февраля И.Е. Кустов уничтожил немецкий бомбардировщик "Юнкерс-88". Такого же типа самолёт сбит им и 26 февраля. За два дня, 8 и 9 марта 1942 года, И.Е. Кустов в воздушных боях сбил 3 вражеских самолёта.
Схватка с немецким истребителем 9 марта 1942 года едва не закончилась трагически. Когда старший сержант И.Е. Кустов сбил бомбардировщика, из-за облаков на него неожиданно ринулся Ме-109. И.Е. Кустов почти успел увернуться от поражающего удара. Самолёт уцелел, но пилот получил тяжёлое ранение. Старший сержант не растерялся. Превозмогая боль, он вывел машину из боя и посадил её на своём аэродроме.
В марте 1942 года рядом с линией фронта в районе города Кувшинова на бреющем полёте на истребителе И-16 таранил бомбардировщик противника. На повреждённом самолёте произвёл посадку в поле.
Выполнив свой первый боевой вылет 17 января 1942 года, спустя всего неполных два месяца 20-летний лётчик был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени в 71 боевом вылете на И-16 он уже лично сбил пять Ju-88, Ju-52 и Hs-126, ещё 12 самолётов уничтожил в составе группы.
18 августа 1942 года в составе шестёрки истребителей И.Е. Кустов самоотверженно провёл бой, сбил бомбардировщик Хе-111 и, несмотря на тяжёлое ранение, из боя не вышел. При возвращении на аэродром самолёт сел нормально, только не срулил с посадочной полосы. Когда к машине подбежали люди, то на какой-то момент застыли от удивления.
На самолёте не осталось живого места: весь иссечён пулями и снарядами, а кровь залила кабину и лётчика. Во время боя 20-мм авиационный снаряд разорвался в кабине, вырвал лётчику ключицу, часть лёгкого, ранил в голову и руку. В бессознательном состоянии И.Е. Кустов был отправлен в госпиталь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему сержанту Игорю Ефремовичу Кустову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"(№ 1039).
В строй И.Е. Кустов вернулся только в октябре 1943 года. Он быстро вошел в строй лётчиков полка. С прежней отвагой принял активное участие в боях за Киев. Исключительно сильно И.Е. Кустов сражался над Днепром, где на Як-7Б уничтожил шесть самолётов противника. Два из них - истребитель FW-190 и корректировщик FW-189 в одном вылете 6 ноября 1943 года. Именно 6 ноября, по его предложению, носы самолётов эскадрильи до самого крыла были выкрашены в красный цвет.
К концу ноября 1943 года на полпути от Житомира к Киеву враг был остановлен, и полк после пяти месяцев боёв выводился на переформирование. В тыл, за новыми самолётами Як-9Д, отправили 10 лётчиков. В их числе был и И.Е. Кустов. Правда, у него на Новый год была назначена свадьба, однако он не стал отказываться от этой командировки, заявив, что личные дела не должны влиять на службу.
22 декабря 1943 года командир эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И.Е. Кустов, вылетел, торопясь на свою свадьбу, в сложных погодных условиях, надеясь проскочить до ещё большего ухудшения видимости.
На маршруте облачность стала понижаться, разом слившись с полосой тумана. Этого подвоха лётчик не заметил и, вскочив в него, сразу потерял землю из виду. Верх уйти он не решился и стал снижаться, чтобы глазами ухватиться за землю. Но туман был слишком густым. В 11 часов 15 минут самолёт врезался в землю недалеко от Киева. Похоронен в Киеве на Соломенском кладбище.
К тому времени отважный лётчик совершил около 200 боевых вылетов, сбил 20 самолётов противника лично и 12 в группе с товарищами.
Награждён орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени.
На здании школы города Кувшинова, в память о славном земляке, установлена мемориальная доска, в Брянске - памятник Герою. Школа № 27 Фокинского района Брянской области, где он учился, носит имя Игоря Кустова.
Биографию подготовил:
Ворожейкин А.В. Рядовой авиации. - М.: ДОСААФ, 1972
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 1. - М.: Московский рабочий, 1983