Юмашев Андрей Борисович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 54
Орден Ленина № 3523
Юмашев Андрей Борисович – второй пилот экипажа АНТ-25.
Родился 18 (31) марта 1902 года в Санкт-Петербурге в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Учился в гимназии, реальном училище, художественной школе.
В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. Был артиллеристом, командиром взвода. Воевал на Южном фронте против армии генерала П.Н.Врангеля и против повстанцев Н.И.Махно на Украине. В 1921 году окончил 7-е Севастопольские артиллерийские курсы, служил в артиллерии Харьковского военного округа, в конце 1922 года перешёл в ВВС.
В 1923 году окончил Егорьевскую теоретическую школу лётчиков, в 1924 году – 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, в том же 1924 году – Серпуховскую школу воздушного боя. Во время обучения увлёкся планеризмом, построил планёр собственной конструкции, на котором в 1925 году на соревнованиях в Коктебеле завоевал одно из призовых мест и установил ряд рекордов.
С 1926 года – инструктор воздушного боя в Серпуховской авиашколе. С 1927 года работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС, затем был там же командиром звена, отряда, эскадрильи. Одним из первых освоил полёты на большой высоте. В 1936 году установил 4 мировых рекорда высоты полёта с грузом. С 1936 года – военный представитель в ЦАГИ.
12 июля 1937 года в 03.23 экипаж в составе М.М.Громова, А.Б.Юмашева и С.А.Данилина стартовал на АНТ-25 с подмосковного аэродрома и взял курс на север. Первым за штурвал сел командир экипажа М.М.Громов. Затем его сменил второй пилот А.Б.Юмашев. Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую. При подходе к острову Колгуев, где находился спортивный комиссар FAI, пришлось снизиться до 400 метров, чтобы выйти из облаков.
Штурман С.А.Данилин сбросил вымпел, и самолёт продолжил свой путь. Менее чем через сутки полёта был пройден Северный полюс. Пройдя над территорией Канады, А.Б.Юмашев взял курс на Тихий океан. С.А.Данилин наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Анджелесом и другими городами. Для ориентира американские радиостанции начали передавать русские мелодии. Но вскоре погода снова испортилась: побережье окутал туман.
Тогда экипаж принял решение лететь дальше на юг – до Мексики. Но с земли поступила команда садиться в США. Начали искать подходящую площадку. Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто лётчики обнаружили поле, на котором паслось стадо коров. М.М.Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку. Пробыв в воздухе 62 часа 17 минут, самолёт преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как новый мировой рекорд.
После перелёта экипаж совершил трёхнедельное турне по американским городам, проведя множество официальных и неофициальных встреч с американцами. В Вашингтоне состоялась встреча с Президентом США Франклином Делано Рузвельтом. Мэр Лос-Анджелеса объявил М.М.Громова, С.А.Данилина и А.Б.Юмашева Почётными гражданами города. О перелёте писали все газеты мира (кроме немецких: Геббельс запретил даже упоминать о перелёте), оценивая перелёт как важное достижение советской авиации.
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 1 сентября 1937 года за осуществление героического беспосадочного перелёта Москва – Северный Полюс – Соединённые Штаты Америки и установление нового мирового рекорда дальности полёта по прямой Юмашеву Андрею Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (после учреждения знака особого отличия в 1939 году ему вручена медаль «Золотая Звезда»).
В 1937 году лётчик был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937-1946). С 1938 года – лётчик-испытатель, затем заместитель начальника лётно-технической группы Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Участник Советско-финляндской войны 1939-1940 годов, командовал экипажем бомбардировщика ДБ-1 в 85-м бомбардировочном авиационном полку особого назначения, совершил 6 боевых вылетов. В 1940-1941 годах был заместителем начальника ЛИИ.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года: командир 2-й истребительной авиационной эскадрильи в ПВО Москвы. С августа 1941 года – в правительственной командировке в США по вопросам закупки авиационной техники. С января 1942 года вновь на фронте – командир 237-го истребительного авиационного полка в ВВС Калининского фронта. С февраля 1942 года – заместитель командующего ВВС Калининского фронта. С мая 1942 года – заместитель командующего 3-й воздушной армией на том же фронте. С сентября 1942 года – заместитель командующего войсками Западного фронта по ВВС.
В феврале 1943 года был назначен командиром 2-го истребительного авиакорпуса на Юго-Западном фронте. Участвовал в Ворошиловградской наступательной и Харьковской оборонительной (1943) операциях. С июля 1943 года – командующий истребительной авиацией Восточного фронта ПВО, с апреля 1944 года – на той же должности на Южном фронте ПВО. С февраля 1945 года был начальником Управления истребительной авиации, затем – Управления боевой подготовки фронтовой авиации Главного управления боевой подготовки ВВС.
В 1946 году по состоянию здоровья ушёл в отставку. Жил в Алупке (Крым), занимался художественным творчеством. В 1946 году был принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Р.Р.Фальком совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ (пятая состоялась уже после его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелёта экипажа М.М.Громова).
Жил в Москве. Скончался 20 мая 1988 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Генерал-майор авиации (17.03.1943). Награждён 2 орденами Ленина (1.09.1937, 21.02.1945), 5 орденами Красного Знамени (21.03.1940, 29.03.1944, 3.11.1944, 18.08.1945, 30.08.1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (17.08.1933), медалями, в том числе медалью де Лаво (FAI).
Почётный гражданин городов Лос-Анджелес и Сан-Джасинто (США). Его именем названа улица в городе Славянск Донецкой области. В Москве и в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски.
Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001
Великая Отечественная: Комкоры. Том 2. Биогр. словарь. М.-Жуковский, 2006
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984
Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Громов М.М. На земле и в воздухе.
Данилин А.С. Через Северный полюс с мировым рекордом. - М., 1981.
Захорошко И. Лётчик,Герой,художник: Штрихи к портрету А.Б.Юмашева. Кр.Родины.200