Герой Советского Союза
ВВС: Воздушные разведчики
Вишенков Владимир Михайлович

Вишенков Владимир Михайлович

15.05.1922 - 09.03.2003

Герой Советского Союза

Даты указов

13.04.1944

Медаль № 1309

Орден Ленина № 15917

Вишенков Владимир Михайлович - командир звена 8-го отдельного дальнего разведывательного авиационного полка 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, старший лейтенант.

Родился 15 мая 1922 года в деревне Харькове ныне Вяземского района Смоленской области. Из крестьянской семьи. Русский. Окончил десять классов средней школы в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Там же учился в аэроклубе.

В мае 1940 года призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 года. После получения в Казани новых машин в составе группы молодых лётчиков В.М. Вишенков был направлен на Сталинградский фронт, с 1943 года воевал на Южном фронте, освобождал Донбасс.

Для успешного ведения боевых действий нужны точные разведданные, желательно оперативные. Их могли обеспечить авиационная разведка, аэрофотосъемка. Вот тогда и пришел черед использования Пе-2 в качестве разведчиков.

Новое для бомбардировщиков дело довелось осваивать нескольким экипажам. В их числе и экипажу В.М. Вишенкова — лётчика, отличавшегося уверенным пилотированием, хладнокровием при выполнении боевых заданий.

Возвращаясь с одного из заданий, экипаж В.М. Вишенкова был атакован парой немецких истребителей. Удирать от них не было смысла. Надо было принимать бой. Лётчик, сманеврировав, сумел пропустить вперед истребители противника и «врезал» по ним из обоих пулемётов. Один из истребителей задымил и пошел с резким снижением в сторону. От второго удалось уйти.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Вишенкову Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Дальнейший боевой путь В.М. Вишенкова — это 4-й Украинский фронт, участие в освобождении Крыма, Западной Украины, Польши, Чехословакии. К Победе выполнил 257 боевых вылетов, большинство с задачами разведки и потому с особым риском для жизни. Четыре раза его самолет был подбит, но и его экипаж сбил в воздушных боях 4 самолёта врага. Окончил войну в должности заместителя командира эскадрильи.

24 июня 1945 года в Москве состоялся Парад в честь Великой Победы. Правофланговым парадного сводного полка 4-го Украинского фронта печатал шаг по брусчатке Красной площади Герой Советского Союза капитан В.М. Вишенков.

После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в армии, командовал эскадрильей.

В 1952 году окончил Военно-воздушную Краснознамённую академию. С 1952 года - офицер оперативного управления Главного штаба ВВС.

В 1958 году с золотой медалью полковник В.М. Вишенков окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. С октября 1958 года на штабной работе в ВВС по состоянию здоровья (ухудшилось зрение) - начальник штаба бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Московского военного округа.

А в декабре 1961 года столь любимый голубой околыш на фуражке "стал черным" — традиционным для артиллеристов и ракетчиков. В только что созданные Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) требовался приток как молодых, так и опытных военных кадров. Рекомендация Маршала Советского Союза К.С. Москаленко: "Вот кандидат на должность начальника штаба корпуса. Я его знаю — железный человек" — была решающей на заседании Военного совета Ракетных войск стратегического назначения.

Так в 1961 году В.М. Вишенков начальником штаба отдельного ракетного корпуса РВСН (г.Киров). С января 1965 года - командир ракетной дивизией РВСН (пос.Свободный Верхнесалдинского района Свердловской области). На командной работе у В.М. Вишенкова появилась возможность проверить на практике кое-какие задумки. Многие из них стали убедительными аргументами спустя несколько лет при защите диссертации на тему "Стратегическое применение ракетной дивизии стационарного базирования".

Продолжалась служба: с мая 1968 года - командир 3-го отдельного ракетного корпуса (Владимир), с июня 1970 года - командующий 27-й гвардейской ракетной Витебской Краснознамённой армией (Владимир). С сентября 1976 года - начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения — первый заместитель главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, а также член Военного Совета РВСН.

С сентября 1987 года генерал-полковник В.М. Вишенков - в отставке, однако не порывал связи с армией, проводил встречи с воинами-авиаторами, слушателями военных академий, институтов.

9 мая 1995 года Герой Советского Союза генерал-полковник в отставке В.М. Вишенков в парадном строю прошёл по Красной площади во главе сводного полка ветеранов. Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 марта 2003 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 4).

Генерал-полковник (27.04.1975). Награждён 2 орденами Ленина (1944, 1979), орденом Октябрьской Революции (1984), 3 орденами Красного Знамени (1942; 11.09.1944; 1968), орденом Александра Невского (22.05.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (22.06.1943; 11.03.1985), орденами Трудового Красного Знамени (1974), Красной Звезды (1956), медалями, в том числе Чехословакии, Польши, Монголии, Болгарии, Кубы.

На здании Юшковской средней школы (Вяземский район Смоленской области) и здании школы №66 имени Ю.А. Гагарина в Нижнем Новгороде установлены мемориальные доски в память о Герое.


Из воспоминаний Героя:

7 сентября 1942 года моему экипажу была поставлена задача: "На самолете Пе-2 произвести разведку территории противника на запад от Сталинграда по маршруту Абгонерово — Тормосин — Суровыкино — Городище с бомбометанием с двух заходов. Высота полета 7000 метров.

При проработке задания было решено заход делать с юга, так как полет предстоял утром, следовательно, при заходе на цель можно было воспользоваться солнцем.

Первая половина полета протекла в спокойной обстановке. Над городом Тормосин экипаж подвергся слабому зенитному обстрелу. Пройдя и сфотографировав город, экипаж, не меняя курса, пошел по маршруту на следующий пункт. Это была ошибка.

Подойдя к железнодорожному узлу Суровыкино, сделали первый заход на бомбометание. Одиночные разрывы были далеко сзади. Экипаж понял, что это наводящие выстрелы, и усилил наблюдение за воздухом.

При втором заходе на бомбометание стрелок заметил на высоте 4000 метров двух истребителей противника Хе-113.

Закончив бомбометание, самолет взял курс на свою территорию, до которой было около 70 км. Истребители противника, наведенные ЗА, заметили разведчика и пошли на сближение. Разведчик шел со скоростью 500 км/час, стремясь сохранить высоту.

Спустя минут пять после обнаружения истребителей экипаж подвергся внезапной атаке со стороны солнца второй пары Хе-113.

Эту пару, которая, по-видимому, держалась все время в стороне, набирая высоту, экипаж не видел, так как первая пара отвлекла на себя его внимание.

В результате внезапной атаки у нас был поврежден левый мотор, пробит разрывными снарядами консольный бак, подожжена левая консоль. Скольжением удалось сбить пламя.

Противник произвел ряд атак с большими паузами. На каждую атаку затрачивалась минута, а иногда и больше. При подходе к линии фронта он стал действовать активнее, видя, что разведчик может уйти.

Атакой сверху был выведен из строя пулемет штурмана (снаряд попал в турельную установку). При повторной атаке была перебита тяга элеронов как раз в тот момент, когда самолет делал противозенитный маневр. Потеряв поперечное управление, самолет стал беспорядочно падать, так как находился в крутой спирали.

Падение продолжалось с высоты 6000 до 1500 метров. Затем совместными усилиями летчика и штурмана удалось до некоторой степени восстановить управление машиной, но маневрировать она была уже неспособна.

Истребители, пока наш самолет падал, снижались. Как только он прекратил падение, атаки противника возобновились. В одну из таких атак штурман, отстреливаясь ракетами, заставил истребителя уйти вниз, где он попал под огонь пулемета стрелка и был сбит на нашей территории.

Видя, что наш самолет находился уже на своей территории, истребители противника прекратили преследование, и мы благополучно сели на ближайший аэродром.

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Военный энциклопедический словарь РВСН. ‒ Москва, 1999.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005