Шаров Павел Степанович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 5357
Орден Ленина № 19987
Шаров Павел Степанович - заместитель командира эскадрильи 723-го штурмового авиационного полка 211-й штурмовой авиационной дивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, старший лейтенант.
Родился 16 июля 1922 года в селе Созоново ныне Тюменского района Тюменской области в крестьянской семье. Русский. Окончил три курса Тюменского сельскохозяйственного техникума.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Омскую авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Воевал на Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах.
В жесточайших боях 1943 года, всего через месяц после начала своей боевой биографии, П.С. Шаров был сбит под Смоленском. Тогда погиб практически весь лётный состав штурмового авиационного полка. К концу месяца в строю оставались лишь две боевые машины. Товарищи видели, как перевернулась и падала объятая пламенем машина П.С. Шарова. Пилота посчитали погибшим. Но он выжил и снова вернулся в боевой строй. В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
Доводилось отважному лётчику участвовать в воздушных боях, лично сбивать самолёты противника, возвращаться на свой аэродром на изрешеченной машине, которая по всем законам аэродинамики не должна была летать. Однажды из 24 свечей зажигания из строя вышли 16. Да ещё не был разгружен бомбовый отсек.
Осенью 1944 года П.С. Шаров сражался в небе Прибалтики. Вчерашние юнцы, готовившиеся по ускоренной программе, которую они сами иронично назвали "взлёт-посадка", сражались уже на равных с асами. На своих «илах» штурмовики творили чудеса. В операции по освобождению города Лепеля эскадрилья П.С. Шарова уничтожила мощную танковую группировку противника.
Заместитель командира эскадрильи 723-го штурмового авиационного полка старший лейтенант П.С. Шаров к сентябрю 1944 года совершил 115 боевых вылетов на Ил-2 на штурмовку военных объектов и скоплений войск противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Шарову Павлу Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Всего за годы Великой Отечественной войны старший лейтенант П.С. Шаров совершил 140 боевых вылетов, из них 72 на разведку войск противника, указал командованию 18 замаскированных целей на переднем крае и в тылу врага.
В 1951 году капитан Шаров окончил Военно-воздушную академию. Летал на реактивных машинах, был командиром полка. С 1961 года полковник П.С.Шаров - в запасе.
В 1966 году окончил Уральский государственный университет. Работал заведующим лабораторией в Научно-исследовательском институте автоматики. Жил в городе Свердловск (ныне - Екатеринбург). Умер 4 октября 2004 года. Похоронен в Екатеринбурге на Широкореченском кладбище.
Награждён орденом Ленина (23.02.1945), 2 орденами Красного Знамени (17.10.1943; 25.07.1944), орденами Александра Невского (30.01.1945), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (25.12.1943) степеней, Красной Звезды (30.12.1956), Славы 3-й степени (18.02.1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (17.05.1951).
Именем Героя названы улицы в в городе Тюмени, селе Созоново и деревне Борки Тюменского района. Мемориальные доски установлены на зданиях бывшей школы в Борках и школы в Созоново. Имя П. С. Шарова увековечено в Тюмени на обелисках Героев Советского Союза у Вечного огня на Исторической площади (областной краеведческий музей) и площади Памяти (район ДК «Геолог»).
Из воспоминаний Героя:
В Великой Отечественной войне я участвовал на Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах. Первое боевое крещение я получил в августе 1943 года на подступах к городу Смоленску над Духовщиной — мощным узлом сопротивления в обороне немецко-фашистских войск. Огневых средств в этом районе было много. С первых же своих боевых вылетов я испытывал на себе огонь зенитной артиллерии и атаки истребителей противника. Во время одного из боевых вылетов в районе Духовщины я был сбит, но благополучно приземлился в расположении своих войск.
1. МОЯ РАБОТА НАД СОБОЙ
В первые свои боевые вылеты, будучи еще ведомым, я почувствовал, как тщательно надо изучать район боевых действий, уметь пользоваться радиооборудованием и ориентироваться в полете. Я стал тренироваться. Каждый день в свободное время я садился в кабину самолета, продумывал работу летчика со стрелками и бомбардировочным вооружением, тренировался в радиообмене и в работе по СПУ, отрабатывал взаимодействие с воздушным стрелком по отражению атак истребителей противника, мысленно выполнял полет по приборам и т. д.
Дежуря на командном пункте, ежедневно тренировался в чтении карты и запоминании характерных ориентиров в районе цели, продумывал замечания командира полка летчикам на разборах полетов, читал брошюры о боевых эпизодах, прорабатывал инструкции, по фотосхемам и бланковым картам крупного масштаба изучал расположение огневых средств противника. Позднее все это принесло мне большую пользу.
Для того чтобы меньше нести потерь, надо по возможности лучше знать расположение зенитных огневых средств противника. При выполнении задания, если нет необходимости летать на какой-либо населенный пункт, надо стремиться обойти его, так как крупные населенные пункты чаще всего прикрыты зенитными средствами. Надо не только хорошо знать район боевых действий для облегчения ориентировки, но и изучать по картам крупного масштаба рельеф местности. Это необходимо для наиболее точного определения расположения зенитных средств.
Из опыта Великой Отечественной войны известно, что в закрытой местности зенитные точки располагаются, как правило, на возвышении. На открытой местности ЗА и ЗП вблизи линии фронта располагаются на склонах, обращенных в свою сторону, в то время как в тылу — на высотах. Чтобы избежать потерь, необходимо учитывать все эти обстоятельства.
Педантичное изучение мною карт (повседневное просматривание их и отметка высот, заучивание их) вызывало улыбку не только у летчиков, но иногда и у начальников. А я придерживался любимой поговорки: «на земле будь тих, а в воздухе лих». Впоследствии мой труд вполне окупится. Мои наблюдения убедили меня, что тот, кто недооценивал изучение карты района полета, причинял себе немалый вред. Например.
Полет с лейтенантом Ивановым
Однажды в паре разведчиков я шел за ведущим лейтенантом Ивановым. Выполнив задание по разведке, при перелете линии фронта лейтенант Иванов пренебрег маневром и обходом видимых с бреющего полета высот местности. Боясь сбиться с курса, линию фронта перелетел без маневра, налетел на расположение минометных батарей на лесной поляне и только случайно не поплатился жизнью. На первом же заходе у самолета с левой стороны были полностью отбиты стабилизатор и руль глубины. Но благодаря искусству пилотирования он не упал, а сумел уйти с территории противника, пролетев 12 км и приземлившись на передовом аэродроме истребителей. Этот невиданный случай — полет на самолете без половины хвоста — имел место в Белоруссии, в районе Витебска, в 1943 году. Этот полет для меня был очень поучителен.
Полет Хрисанфова
Лейтенант Хрисанфов, вылетев парой на разведку и понадеявшись на хорошее знание района боевых действий, не вел тщательной ориентировки и, вместо того чтобы обойти крупные населенные пункты, на высоте 250-300 метров повел свою пару прямо на Витебск. Излишняя самоуверенность ведущего привела к плачевным последствиям.
Его ведомый был подбит, но благополучно приземлился в расположении своих войск. Сам лейтенант Хрисанфов был сбит и приземлился на нейтральной полосе, сломав при этом себе ногу.
При выручке его завязался бой с немцами, в котором погибло 10 наших бойцов и врач стрелкового полка.
2. МОИ ПОЛЕТЫ НА РАЗВЕДКУ
Первый свой полет на разведку в качестве ведущего я выполнял неуверенно, вел себя напряженно и боялся потерять ориентировку. Но выполнил его я удачно: без отклонений вернулся на свой аэродром и дал неплохие разведданные. Это дало мне уверенность в своих силах и в тот же день я снова повел пару Ил-2 на разведку. Вскоре я стал известным в дивизии воздушным разведчиком и — много раз летал на разведку без единой потери.
Задания я получал не позднее как за час до вылета. В задании мне указывалось: 1. район разведки и примерный маршрут; 2. ограничивающие метеоусловия — высота, облачность и видимость; 3. цель разведки — районы наибольшего сосредоточения войск, направление их движения по дорогам и примерное количество. Разведку я вел визуально, подтверждая наиболее ценные данные фотографированием.
Летал и с бомбами, и без бомб, в зависимости от цели разведки.
Предварительно проработав задание с экипажами и указав на возможные неожиданности в воздухе, я и мой напарник со своими воздушными стрелками шли на стоянку и на самолетах уточняли свои действия. Особое внимание я уделял радиосвязи между экипажами и связи внутри экипажа. Это позволяло без лишних слов понимать друг друга в воздухе. Сигналом для вылета служила ракета. После взлета докладывал, что все в порядке, и становился на курс.
Вблизи линии фронта и над территорией противника я не летел прямым курсом, а ориентировался только визуально. Линию фронта перелетал на бреющем полете над лесным массивом или болотом. Над территорией противника летал на разных высотах: на бреющем, под облаками, в облаках. Не заходил на большие населенные пункты и обходил участки наибольшего сосредоточения зениток. Когда обнаруживал войска и технику противника, с маневром подходил к ним и, улучив момент, фотографировал. Одновременно сбрасывал бомбы и предупреждал ведомого быть внимательным. С точным маневром переходил на бреющий полет, иногда уходил в облака, и зависимости от того, открытая или закрытая местность. Разведку я выполнял при высоте облачности от 50 до 250-300 метров. Мой ведомый (Иванов или Кругликов) по команде или без команды выполнял то же самое, что и я. Благодаря хорошей групповой слетанности и связи ни от зенитного огня, ни от истребителей противника при полетах на разведку потерь я не имел.
Собрав необходимые сведения, километров за 8-10 до линии фронта я подавал команду: «войти в облака и держать такой-то курс», а сам, уменьшив скорость и отвернув градусов на 5 в сторону, входил в облака и перелетал линию фронта. По истечении 3-4 минут я подавал команду: «снижаемся». Снижался сам и, сообщив по радио основные разведданные сведения наземным войскам, переходил на бреющий полет, отыскивал и догонял своего ведомого, пристраивался к нему, выходил вперед и брал курс на свой аэродром. Иногда давал вести себя своему ведомому с целью его тренировки в самолетовождении и ориентировке. Подлетая к аэродрому, еще раз по радио передавал сведения (таков был приказ по дивизии).
После посадки производил опрос ведомого летчика и воздушных стрелков, ехал вместе с ними на командный пункт, докладывал о выполнении задания и писал боевое донесение. После просмотра своих фотоснимков ожидал приказания на повторный вылет.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005
Рытье котлована рытье котлована под цокольный этаж фото. www.ecotrans-m.ru |