Тышевич Владимир Александрович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 2859
Тышевич Владимир Александрович - заместитель командира эскадрильи 79-го гвардейского штурмового авиационного полка 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родился 27 мая 1923 года в городе Витебске в рабочей семье. Белорус. Член КПСС с 1943 года. Окончил 10 классов средней школы и аэроклуб.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Омскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с июля 1943 года.
Свои первые боевые вылеты совершил в районе Малоархангельска — Ясной Поляны на Курской дуге. Позднее участвовал в сражении за Днепр, в боях на Бобруйско-Варшавском направлении, принимал участие в Висло-Одерской операции, последние боевые вылеты совершил над Берлином.
Заместитель командира эскадрильи 79-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старший лейтенант В.А. Тышевич к ноябрю 1944 года совершил 113 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск противника.
Всего за годы Великой Отечественной войны В.А. Тышевич совершил более 150 боевых вылетов на Ил-2. Штурмовыми действиями нанёс значительный ущерб противнику. На его счету 7 танков и бронеавтомобилей, 5 зенитных установок, 15 автомобилей, 2 паровоза, 12 орудий.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Владимиру Александровичу Тышевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2859).
После окончания Великой Отечественной войны В.А. Тышевич освоил реактивную технику. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Занимал должность заместителя командира корпуса. С 1961 года полковник В.А. Тышевич — в запасе.
Жил в Витебске. Скончался 18 сентября 1980 года. Похоронен мина Мазуринском кладбище в Витебске.
Награжд`н орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Из воспоминаний Героя:
Большой боевой путь, пройденный нашим гвардейским полком, послужил практической школой для летчиков части и помог им освоить тактические приемы при выполнении боевых задач в различных условиях. Наряду с вопросами точного поражения цели, выполнения противозенитного маневра большое внимание уделялось и вопросу ведения воздушного боя штурмовиками.
Приведу в виде примера два воздушных боя, в которых мы одержали победу и которые протекали в не совсем обычных условиях.
В период битвы за Днепр наша часть взаимодействовала с наземными войсками, решая задачи разведки обороны противника и уничтожения его подходящих резервов, а также непосредственно содействовала форсированию этого водного рубежа, нанося огромные потери противнику.
Летный состав работал очень напряженно.
Однажды в октябре 1943 года меня и старшего лейтенанта Трофимова посыльный разбудил ранее обычного. Погода не предвещала ничего хорошего: густой туман, вскоре перешедший в приподнятый, низко стелился над аэродромом.
Командир поставил нам задачу; разведать подходящие резервы противника.
Маршрут охватывал большой район, углубляясь далеко в тыл противника. Необходимо было посмотреть шоссейные и грунтовые дороги юго-западнее города Чернобыль до города Дымер. Прикрытия из-за сложности метеорологических условий не было. Я вместе с Трофимовым уточнил задачу и продумал порядок ее выполнения. Доложив командиру о готовности, мы взлетели. Плохая видимость и низкая облачность прижали нас к железной дороге Чернигов — Овруч.
Перед линией фронта внезапно самолеты выскочили в прозрачную голубую синеву. Вся пелена черных облаков осталась позади. Не имея прикрытия, мы лишились возможности использовать облачность для маскировки и внезапности действий.
На высоте 100 метров пролетели линию фронта. Днепр остался позади.
В одном населенном пункте я обнаружил скопление повозок, автомашин и нескольких бронетранспортеров. Я, а за мной Трофимов, пошли в атаку, сбросив половину осколочных бомб «АО-25» по автомашинам противника, который не оказал никакого противодействия.
Продолжая полет вдоль дороги на запад, мы заметили колонну бронетранспортеров с артиллерией длиной 2,5-3 км. По радио доложил на КП об обнаруженных целях и принял решение атаковать колонну. Атаку произвел вдоль колонны, сбросив оставшиеся бомбы на выводе из планирования.
Выходя из планирования пологой «горкой» со скольжением, я заметил впереди-справа пикирующий на меня Ме-109. Довернув на него, пошел в атаку, но безрезультатно. Из атаки вышел влево-вверх. В это время воздушный стрелок Егоров доложил: «Фоккер» снизу» Истребители противника сзади снизу под ракурсом 1/4 и 2/4 атаковали нас. Воздушные стрелки пулеметным огнем отбили атаку. Мы с Трофимовым стали в «ножницы».
Произведя первую неудачную атаку, пара ФВ-190 ушла вверх, другая пара — вниз. Сбавив газ и уменьшив скорость с одновременным подскальзыванием, мы теряли высоту.
Вторая атака была произведена попарно — сначала снизу, а затем сверху. Во время атаки моего самолета старшего лейтенант Трофимов резким разворотом вправо атаковал ведущего нижней пары ФВ-190 на встречно-пересекающихся курсах.
Туда же была направлена длинная очередь Егорова. Трасса огня пронизала «фоккер», он резко накренился и, беспорядочно снижаясь, упал на землю. Ме-109 был где-то наверху. Вторая пара зашла сверху-сзади, в хвост Трофимову. Я довернул влево и атаковал ведущего пары ФВ-190. Пара ФВ-190 резко ушла вверх с последующим отворотом влево. К этому времени мы потеряли высоту и перешли на бреющий полет. ФВ-190 еще пытались атаковать Трофимова сзади-сверху, но огнем воздушных стрелков все атаки были отражены.
Мы пересекли Днепр. Противник отказался от преследования, но самолет старшего лейтенанта Трофимова получил серьезное повреждение. Он передал по радио «иду на посадку» и благополучно произвел ее на нашей территории. Я доложил по радио о результатах разведки и взял курс на аэродром.
На подступах к Берлину авиация противника оказывала упорное сопротивление. Не раз летчики нашей части имели здесь крупные столкновения с истребителями противника.
В районе города Буков уже несколько суток линия фронта не изменялась. В этот хорошо укрепленный район противник все время подбрасывал резервы. Необходимо было систематически следить за ними и уничтожать их на подходах.
В апреле 1945 года аэродромный узел нашего соединения находился в районе ряда больших озер. Утренние туманы над озерами оказывали большое влияние на весь характер местной погоды. Бывали случаи, когда не было никакой возможности преодолевать пелену туманов и облаков и группы возвращались на спой аэродром. Так было и в этот день. Густой туман и низкая облачность окружали аэродром, хотя сам аэродром был открыт.
Получив задачу на разведку резервов противника в районе Буков-Вернойхет, я пришел к решению набрать высоту в районе аэродрома и, перейдя стену облаков, выполнить задачу.
По сигналу с КП командира полка произвели взлет парой с гвардии лейтенантом Баскаковым под прикрытием четырех «Аэрокобр» (ведущий гвардии капитан Коптев) и, набрав над аэродромом высоту 2300 метров, легли на курс.
Около линии фронта облака разошлись. Видимость была ухудшена густой дымкой от пожарищ.
По дороге на запад от Букова мы обнаружили усиленное движение автотранспорта. Я сфотографировал дорогу, а затем совместно с истребителями прикрытия атаковал небольшую группу автомашин, сбросив осколочные бомбы «АО-25» на выходе из планирования с высоты 250 метров.
Вдруг слева впереди мы заметили группу из 6 ФВ-190, а правее ее еще две шестерки. У левой и правой групп снизу я заметил бомбы. Средняя группа составляла прикрытие. Дал команду по радио: «Коптев, впереди "фоккеры"! Внимание!» Увидев меня, правая шестерка сделала доворот вправо и быстро сблизилась со мной. Я тоже довернул вправо и, идя на встречных курсах, с дистанции 500 метров дал длинную очередь из всех передних точек.
После атаки резко ушел вниз с правым разворотом. Баскаков перешел влево надо мной. В результате лобовой атаки ФВ-190 разошлись попарно. На выходе из лобовой атаки Коптев, преследуя правую пару, меткой очередью поджег ведомого. Шестерка прикрытия тем временем предприняла маневр с заходом к нам в хвост сверху, но огнем воздушных стрелков и истребителей прикрытия атака была отбита. Последующая атака, произведенная двумя парами ФВ-190 снизу-сверху, также окончилась безрезультатно, воздушные стрелки не подпускали противника на короткие дистанции.
Внезапно мы попали в столб дыма, застилавший нас. Это было огромное пожарище. Противник потерял нас в этом дыму. Я взял курс на аэродром. Группа в полном составе благополучно произвела посадку.
Летчик-штурмовик должен знать возможности маневра и огня своего самолета.
Штурмовик имеет несколько ограниченную маневренность по сравнению с истребителем, поэтому я всегда старался использовать в воздушном бою с истребителями противника маневр на низких высотах и малой скорости, чтобы исключить возможность атаки снизу и заставить противника проскочить вперед под огонь оружия моего самолета. При полете парой или четверкой этому лучше всего отвечает маневр «ножницы».
Оказывая взаимную огневую поддержку и отсекая атаки истребителей из переднего оружия, пара штурмовиков вполне может без потерь выйти из боя и даже нанести урон противнику.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005