Чекин Борис Сергеевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 6141
Чекин Борис Сергеевич – заместитель командира эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), лейтенант.
Родился 5 марта 1922 года в деревне Слобода Волчья ныне Новошешминского района Республики Татарстан. Русский. В 1937 году окончил 7 классов школы в городе Чистополь (Татарстан), в 1940 году – 3 курса Чистопольского техникума механизации сельского хозяйства, в 1941 году – Чистопольский аэроклуб.
В армии с июля 1941 года. В 1943 году окончил Ульяновскую военную авиационную школу лётчиков. Прошёл переподготовку в 34-м запасном авиационном полку.
Участник Великой Отечественной войны: в январе 1944-мае 1945 – лётчик, старший лётчик, заместитель командира эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка. Воевал на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, освобождении Прибалтики, в Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга. За время войны совершил 180 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 на штурмовку войск противника и бомбардировку его укреплённых районов.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года старшему лейтенанту Чекину Борису Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6141).
До 1946 продолжал службу в полку (в Ленинградском военном округе). В 1952 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). Продолжал службу в строевых частях ВВС заместителем командира авиаполка. С 1956 года служил в авиации ПВО (в Прибалтийском округе ПВО). С 1960 года – начальник разведки 11-го корпуса ПВО (в Белоруссии), с 1965 года – начальник разведки 6-й отдельной армии ПВО (под Ленинградом). С августа 1976 года полковник Б.С.Чекин – в запасе.
Жил в городе Санкт-Петербург. Умер 20 января 2009 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Полковник (1961). Награждён орденом Ленина (19.04.1945), 2 орденами Красного Знамени (21.06.1944, 5.11.1944), орденом Александра Невского (22.02.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (25.07.1944, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (9.10.1944), 2 орденами Красной Звезды (21.02.1944, 30.12.1956), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалями.
В городе Чистополь на здании школы №1, в которой учился Герой, установлена мемориальная доска.
Из воспоминаний Героя:
10 июня 1944 года на Карельском перешейке наша армия успешно начала своё летнее наступление.
Карельский перешеек представляет собой узкое пространство между Ладожским озером и Финским заливом. Почти весь перешеек покрыт хвойными лесами. К району Выборга болотистая местность переходит в резко пересечённую холмами, с наличием большого количества маленьких озёр и гранитных валунов. Используя выгодные природные условия, финны и немцы создали ряд оборонительных полос, которые представляли серьёзное препятствие для наших войск. Для обеспечения наступления наземных частей день атаки начался мощной авиационной подготовкой.
В массированных ударах по укреплённым пунктам участвовало одновременно несколько сот самолётов.
Финны ко дню наступления располагали малым количеством самолётов и в первые два-три дня операции почти не оказывали сопротивления.
В последующие дни немцы перебросили несколько авиационных истребительных частей из Эстонии под Выборг. Поэтому, начиная с 15-16 июня, авиация противника начала проявлять активность, нанося ущерб, особенно штурмовой и бомбардировочной авиации.
Тактика истребителей противника была такова: группы ходили под кромкой облаков и, маскируясь на бреющем полёте на фоне леса и высот, наносили внезапный удар по самолётам, действующим над целью за линией фронта.
21 июня наши войска ворвались в город Выборг. Финны, стараясь спасти свою технику и живую силу, отступали по шоссейным дорогам на север от Выборга.
Группа из четырёх Ил-2 под командованием командира эскадрильи старшего лейтенанта Понякова получила задание: нанести удар по отступающей колонне противника, действовать самостоятельно, без прикрытия истребителями. Прорабатывая задание, мы разобрали ряд удачных и неудачных примеров и пришли к выводу, что на случай противодействия истребителей противника лучше всего задание выполнять на бреющем полёте, соблюдая строй правый «пеленг», близкий к «фронту».
Взлетели и построились в правый «пеленг». По указанию командира я занял место четвёртого ведомого. Линию фронта перелетели на бреющем полёте. В воздухе самолётов противника не было видно. Сделав два захода по цели, ведущий пошёл на третий, я тоже начал разворот и в этот момент услышал, как стрелок передаёт по переговорному аппарату: «Из-за сопки появились четыре ФВ-190, идут в атаку». Ведущий подал сигнал – «сбор». Отвернувшись вправо, я увидел сзади пару истребителей ФВ-190 на дистанции 800-900 метров, идущих нам в хвост. А вторая пара заняла выжидающее положение справа, на дистанции 800-900 метров. Ведущий группы уменьшил скорость, и все самолёты быстро пристроились к нему, взяв интервал 15-20 метров. Немцы решили атаковать нас с хвоста, это было для нас выгодно, так как мы были на бреющем полёте, что исключало возможность атаки снизу-сзади; ряд сопок и балок способствовал маневрированию и уклонению от прицельного огня противника.
Когда ФВ-190, атаковавший меня, приблизился на дистанции 600 метров, мой стрелок и стрелки с соседних самолётов дали заградительный огонь. Немцы настойчиво приближались, намереваясь с короткой дистанции ударить наверняка. ФВ-190, атаковавший меня, всё время старался находиться в безопасном для него секторе. По команде стрелка я доворачивал самолёт то вправо, то влево, давая этим возможность вести прицельный огонь по истребителю противника. Одновременно я старался сохранить своё место в строю.
Немец дал очередь из пушек как раз в тот момент, когда я прижался к земле, но очередь прошла выше, отбив только стойку, к которой прикрепляется антенна. Атаковавший меня вышел из атаки вправо с набором высоты. Затем эта же пара зашла нам в хвост на вторую атаку, которая закончилась тем, что один ФВ-190 был сбит моим стрелком старшим сержантом Дудатиным (очередью прямо в лоб) в тот момент, когда пролетали над озером Я прижался к озеру, создав этим выгодное положение для ведения огня стрелку. Второй ФВ-190, видя исход атаки, не атаковал нас, а ушёл из боя совсем.
Тогда вторая пара ФВ-190, занимавшая выжидательную позицию, пошла в атаку.
Немцы прибегали к редко практикуемому ими способу: выйдя из зоны обстрела задних огневых точек во фланг группе на параллельный курс, они с разворота сваливались на Ил-2, стремясь использовать мёртвый конус. Тогда мы предприняли манёвр, заключающийся в отвороте группы штурмовиков от истребителей противника, дающий возможность стрелкам вести прицельный огонь. Стрелки интенсивным огнём отразили две атаки.
После безрезультатных атак попарно они предпринимали атаки с обеих сторон одновременно, очереди из пушек давали несколько вперёд и сверху-вниз в середину строя, рассчитывая отколоть от строя замыкающего, расколоть строй и поодиночке разделаться с каждым. Они также рассчитывали на то, что мы наскочим на трассу в момент, когда трасса должна была ударить по самолёту, я резко взял ручку на себя и проскочил благополучно, хотя два снаряда попало в самолёт, выбив ногу шасси.
Бой длился уже 10 минут, до нашей территории оставалось 2-3 км. Немцы, видимо, израсходовав боекомплект, оставили нас. Мы все вернулись на свой аэродром. Я благополучно произвёл посадку на одну ногу шасси.
Этот полёт произвёл на меня большое впечатление, так как я был в то время ещё малоопытным лётчиком и мало верил в силу манёвра. Этот бой убедил меня также в том, что соблюдение боевого порядка и выдерживание скорости приводят к победе в воздушном бою. Он ещё раз подтвердил, что в оборонительном бою группы штурмовиков, когда нет возможности построить боевой порядок «круг» или «змейку», самым эффективным боевым порядком является строй в «пеленге» на уменьшенной скорости.
Немцы не добились успеха потому, что подойти на малую дистанцию им препятствовал дружный огонь стрелков, а попасть в маневрирующий самолёт с большой дистанции очень трудно.
Предприняв ряд манёвров, мы вышли из этого боя победителями, сбив ФВ-190.
Биографию подготовил:
Герои войны. - Таллин, 1984
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.
Кириллов П.П. Оставшийся в легенде. М., 1983.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005
Учётно-послужная карта
Ханин Л. Герои Советского Союза – сыны Татарии. Казань, 1969
Tomsk.simidiplom.com Где купить аттестат за 9 класс в Томске tomsk.simidiplom.com информация. tomsk.simidiplom.com |