Лебедев Семён Андрианович
Герой Советского Союза

 
                                    Герой Советского Союза
Медаль № 4907
Лебедев Семён Андрианович - командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка 278-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, майор. 
Родился 5 декабря 1919 года в селе Захаровка Нуринского района Карагандинской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал столяром в Керчи. 
В 1937 году призван в ряды Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу. Служил на Дальнем Востоке в части, вооруженной самолетами И-15 бис. Воевал на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м Белорусском и 3-м Белорусском фронтах. 
После переучивания и переформирования в Новосибирске на Як-1 С.А. Лебедев принимает участие в сражении на Кубани. К концу войны становится командиром эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка. 
Провел 220 боевых вылетов на Як-7, Як-9 и Як-3. Сбил лично 22 и в группе 2 самолета противника. Среди лично сбитых им самолётов 13 бомбардировщиков — Ю-87, Ю-88, Хе-111. 
В самом конце войны на аэродроме С.А. Лебедев столкнулся с другим истребителем, получил тяжёлые травмы и был отстранен от лётной работы. 
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Лебедеву Семёну Андриановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4907). 
В 1952 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). Кандидат военных наук, доцент, преподавал в Военно-воздушной академии. 
С 1975 года полковник С.А. Лебедев — в запасе. Жил в посёлке Монино Щёлковского района Московской области. Умер 6 октября 1998 года. Похоронен в Монино на Гарнизонном кладбище.
Награждён орденом Ленина (23.02.45), 3 орденами Красного Знамени (02.02.44; 15.02.44; 22.05.44), орденом Александра Невского (14.07.44), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (08.05.43; 11.03.85), орденами Красной Звезды (21.08.53), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени (30.04.75), медалями. 
 Из воспоминаний Героя: 
Удар по аэродрому Анапа. 
В мае 1943 года наша истребительная авиация Северо-Кавказского фронта, осуществляя борьбу за господство в воздухе, произвела большое количество ударов по аэродромам противника. 
В ряде этих налетов на аэродромы я принимал участие. 
26 мая 1943 года на рассвете, в 3.55, шестью самолетами Як-7 под командованием майора Дорошенко был нанесен удар по аэродрому Анапа. 
Первый заход на атаку был парами. В этом заходе произвели бомбометание с углом 70 градусов. Бомбы сбрасывали на высоте 500 метров. После бомбометания в этом заходе обстреляли самолеты противника пулеметно-пушечным огнем, снижаясь до высоты 50 метров. 
Второй и третий заходы ввиду сильного противодействия ЗА произвели одиночными самолетами с разных направлений. 
В результате налета один самолет противника и бензозаправщик были подожжены и пять самолетов повреждены. Три наших самолета были подбиты огнем ЗА, но вернулись на свой аэродром. 
Второй удар по этому аэродрому был произведен 4 июля 1943 года тринадцатью самолетами Як-7б в 3.05. 
Этот налет ничем не отличался от первого, за исключением того, что был изменен маршрут полета и подход к аэродрому Анапа. На этот раз мы подошли к аэродрому с тыла, со стороны моря, чем и была обеспечена внезапность удара. 
Полет к цели производился на высоте 2500 метров при скорости полета на маршруте 360 км/час. 
На аэродроме было обнаружено и повреждено 10 самолетов противника. 
Контроль наших действий осуществлял летевший вместе с группой командир корпуса генерал-лейтенант авиации Савицкий. 
Налеты в обоих описанных случаях производились без доразведки, так как хорошо было известно, что противник располагает очень ограниченным количеством аэродромов на Таманском полуострове и на аэродроме Анапа действительно базируется основная масса немецких истребителей. 
Успеху налетов по аэродрому Анапа содействовала тщательная, заблаговременная подготовка летчиков. По приказанию генерал-лейтенанта Савицкого мы провели предварительно тренировку в стрельбе по щитам ночью, в сумерках и в бомбометании с пикирования. 
Налет на аэродромы Апостолово и Костромка. 
3 января 1944 года согласно намеченному плану в 13 ч. 30 мин. две эскадрильи нашего полка для ударов по аэродрому Апостолово. Одну эскадрилью возглавил я, вторую — старший лейтенант Маковский. 
С целью достижения относительной внезапности удара обе эскадрильи пересекли линию фронта на высоте 4000 метров и подошли к цели с запада. 
На подступах к аэродрому, расположенному северо-восточнее Б. Костромки, я был встречен четверкой истребителей противника. В завязавшемся воздушном бою два из них были сбиты летчиками прикрывающего звена. Мое ударное звено, пользуясь тем, что вражеские истребители были связаны боем, успешно атаковали материальную часть на аэродроме и пулеметно-пушечным огнем уничтожило с первого захода три самолета противника. После окончания боя с вражескими истребителями прикрывающее звено одной парой атаковало обнаруженные зенитные огневые точки, а второй — произвело нападение на группу вражеских бомбардировщиков появившихся в это время над аэродромом. В этом воздушном бою были сбиты один Ю-87 и один Хш-129. 
Эскадрилья старшего лейтенанта Маковского, наносившая удар по аэродрому западнее Б. Костромки, противодействия в воздухе со стороны истребителей противника не встретила и обоими звеньями атаковала его самолеты на стоянках. В результате на аэродроме были уничтожены три самолета Ме-109, один ФВ-189 и сожжен один бензозаправщик. Все мы вернулись без потерь. 
Налет на аэродром Лепатиха. 
По данным разведки, в первых числах января 1944 года группой 18 Як-9 был произведен удар по аэропорту (станция Снегиревка). 
В районе цели облачность была 35 баллов на высоте 3000-4000 метров, видимость 5-10 км. 
Самолеты Як-9 на 50 процентов были вооружены 37 мм пушками. Боевой порядок состоял из ударной группы в 10 самолетов и прикрывающей — в 8 самолетов. 
Ударная группа под командованием Героя Советского Союза майора Климова получила задание уничтожить пушечно-пулеметным огнем самолеты противника на аэродроме. Четыре самолета из этой группы под командованием лейтенанта Василенко должны были подавлять ЗА в районе цели. 
Для обеспечения действий первых двух групп была выделена прикрывающая группа — 8 самолетов под моим командованием. 
Наводил группу на цель Герой Советского Союза майор Федоров, который за 1,5-2 часа до вылета на задачу произвел парой Як-9 доразведку аэродрома Лепатиха. 
Перед вылетом на боевое задание майор Федоров подробно инструктировал летчиков о расположении аэродрома Лепатиха, местах стоянок самолетов противника и о подходах для атаки цели. 
В 14.08 самолеты вылетели на выполнение боевой задачи. 
С середины маршрута четыре самолета группы лейтенанта Василенко возвратились на свой аэродром из-за неисправности материальной части. 
Ударная группа майора Климова подошла к аэродрому Лепатиха на высоте 2000 метров и с пикирования под углом 30-35 градусов произвела атаку самолетов противника, уничтожив при этом три самолета Хш-129. 
Удар для противника оказался настолько неожиданным, что его ЗА открыла огонь лишь при втором заходе истребителей на цель. 
Я со своей группой шел выше ударной на 600-1000 метров, но ввиду ослабления этой группы уходом лейтенанта Василенко я приказал одной своей паре действовать по ЗА. 
При подходе к аэродрому Лепатиха мы увидели над ним группу бомбардировщиков противника и пристраивавшихся к ним 8 Ме-109. 
Я по радио передал майору Климову, чтобы он не рассчитывал на мое прикрытие, а сам немедленно четверкой атаковал бомбардировщиков и одной паре лейтенанта Дыдыгина приказал атаковать истребителей. 
С первой атаки мы сбили три самолета Ю-88. После этого противник пришел в полное замешательство. Бомбардировщики рассеялись и начали пикировать, сбрасывая свои бомбы, которые падали почти около аэродрома. 
Лейтенант Дыдыгин парой смело атаковал немецких истребителей, которые также смешались. 
Хорошая радиосвязь позволила мне держать группу в кулаке и организованно с боем отходить на свою территорию. Но в воздухе находилось еще 8 самолетов Ме-109, которые при отходе от цели атаковали группу майора Климова. В результате завязавшегося воздушного боя два истребителя противника были сбиты. Наши самолеты вернулись на свой аэродром. 
Из приведенных мною коротких эпизодов можно уяснить, что действия по аэродромам очень сложны и разнообразны. Дать какой-то шаблон этих действий невозможно, больше того, это было бы неправильно. Но несомненно, что успеху ударов по аэродромам способствуют следующие условия: 
1) хорошее знание и тщательная оценка обстановки; 
2) безукоризненное знание района действий; 
3) продуманная, тщательная организация подготовки к боевым действиям; 
4) максимально возможная внезапность нападения.  
Биографию подготовил: