Гугнин Николай Павлович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 9131
Гугнин Николай Павлович — штурман 122-го истребительного авиационного полка 351-й истребительной авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, майор.
Родился 29 июля 1916 года* в селе Фащевка ныне Грязинского района Липецкой области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1940 года. Окончил Воронежский авиационный техникум.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Егорьевскую военно-авиационную школу лётчиков. В боях Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Воевал на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах.
К середине февраля 1942 года совершил 27 боевых вылетов, прикрывая штурмовики и бомбардировщики. В марте 1942 года Н.П. Гугнин принимает под командование звено истребителей и прикалывает в петлицы первые "кубари" младшего лейтенанта. Молодой лётчик тщательно анализирует каждый вылет. Он всякий раз обдумывает несколько вариантов своих действий в воздушном поединке, стремится понять, какой из них мог бы стать оптимальным. Приняв командование звеном, Н.П. Гугнин не уставал проводить такие разборки и с подчинёнными.
Летом 1942 года на Западном фронте командир звена младший лейтенант Н.П. Гугнин получил задание прикрыть от налёта вражеской авиации наши сухопутные войска в районе города Сухиничи. К железнодорожному узлу приближалась большая группа "Юнкерсов" в сопровождении "Мессершмиттов". Н.П. Гугнин поднял звено по тревоге и повёл его навстречу противнику. Наши истребители стремительно ворвались во вражеский строй. "Юнкерсы" в панике заметались, начали беспорядочно сбрасывать бомбы, стараясь выйти из-под огня наших истребителей.
С первой же атаки Н.П. Гугнин сбил головной "Юнкерс". Видимо, очередь прошила топливные баки. Вражеский самолёт мгновенно взорвался. Н.П. Гугнин устремился за вторым бомбардировщиком и меткой очередью поджёг его. "Юнкерс" врезался в землю. Один за другим падали вражеские самолёты, оставляя за собой чёрные шлейфы дыма. Пятый, шестой, седьмой. Воздушный бой прекратился так же внезапно, как и начался. Отважные соколы сорвали налёт вражеских бомбардировщиков на железнодорожный узел, сбили 7 самолётов противника.
Потом были новые бои. Ещё более ожесточённые. Звену истребителей Н.П. Гугнина иногда приходилось производить по 3-4 боевых вылета в день. Каждый лётчик твёрдо придерживался выведенного в боях закона: осмотрительность, взаимовыручка. В 1942 году, Н.П. Гугнин в одном из воздушных боёв, рискуя собой, спас жизнь командиру - подполковнику Ф.И. Шинкаренко.
Дело было так. В хвост самолёта Ф.И. Шинкаренко пристроился "Мессер" и уже приготовился к атаке. Н.П. Гугнин, увидев это, прибавил газ, произвёл неожиданный маневр и точной очередью сбил "Мессер" и сразу же атаковал второго. Тот попытался увернуться, но поздно — по его мотору уже хлестала раскалённая очередь пулемёта. Словно споткнувшись, Ме-109 задымил и пошёл к земле. Две победы за две минуты так вдохновили наших лётчиков, что они, почти не имея боеприпасов, начали смело атаковать напавших на них истребителей врага. И те, несмотря на превосходство, дрогнули, смешались и ушли.
От вылета к вылету крепло боевое мастерство Н.П. Гугнина. Он смело водил в бой своих подчинённых. В мае 1942 года, его назначили уже заместителем командира эскадрильи. Ещё через месяц Н.П. Гугнин получает звание лейтенант.
7 Августа 1942 года, очередной воздушный бой. Батальонный комиссар расстрелял весь боезапас. Немцы это сразу поняли и начали за ним охоту. Н.П. Гугнин, можно сказать, собой прикрыл комиссара. Сопровождал его до приземления на аэродроме. А Ме-109, тем временем, переключились на ведомого. Н.П. Гугнин делает боевой разворот и в упор одного из них сбивает. Но на хвосте у него ещё два Ме-109. Лётчик делает "горку", переворот и кидается в лобовую атаку.
Приём эффективный, но требует крепкой воли и внутренней готовности к самопожертвованию. Кто первый не выдержит, у кого сдадут нервы, тот и погиб. Если оба лётчика будут идти до конца - оба и погибнут. Лобовое столкновение - вещь страшная. И обычно, зная бесстрашие советских пилотов, первыми всегда отворачивали немцы. Так случилось и в тот раз. Только противник потянул ручку на себя, тут же получил вдоль фюзеляжа смертельную очередь. Красиво от него летели во все стороны ошметки, с огнём и дымом. Нервы сдали и у третьего "Мессера". Он улепётывал на таком форсаже, что все, наблюдавшие это, от смеха давились.
В октябре 1942 года Н.П. Гугнин назначается на должность командира авиационной истребительной эскадрильи, а через месяц получает воинское звание старший лейтенант.
В начале 1943 года эскадрилья Н.П. Гугнина получает почётное право первой в полку переучиваться на новую технику - истребитель Як-7. Только в феврале 1943 года, быстро освоив новую технику, эскадрилья провела 29 успешных штурмовок, в которых было уничтожено 5 танков, 10 повозок с боеприпасами, 150 солдат и офицеров противника. В 9-ти воздушных боях Н.П. Гугнин лично сбивает 3 вражеских самолёта и ещё 2 в составе группы. 3 мая ему присвоено звание капитан.
Особенно отличился Н.П. Гугнин в июле 1943 года, одержав в воздушных боях несколько побед. Однажды его группа, вылетев на сопровождение Ил-2, встретила 14 истребителей FW-190. Бой был исключительно трудным, но потерь ни истребители, ни штурмовики не понесли. Один же из "Фоккеров", сражённый его меткой очередью, упал на землю.
16 июля 1943 года Н.П. Гугнин выполнил 7 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв и уничтожил 3 самолёта врага. Уравновешенный и скромный Н.П. Гугнин считался лучшим командиром эскадрильи в полку. Его ведомые умело перенимали опыт и хорошо дрались в воздухе.
В конце 1943 года Н.П. Гугнин принимает должность штурмана полка. Н.П. Гугнин наполняет эту работу творческой выдумкой, рождая на штурманских картах хитроумные комбинации предстоящих боевых вылетов. В это творчество вовлекаются командиры и рядовые лётчики, их предложения тщательно просчитываются и впоследствии проверяются во время боевых вылетов. Боевой счёт полка растёт с каждым днем. Сам он - летает, как и прежде.
Во время наступления наших войск в районе Львова лётчики полка, ведомые Н.П. Гугниным, прикрывали штурмовую авиацию. Отличная боевая выучка, грамотные противозенитные маневры позволяли группам под его командованием избежать потерь.
Только за 16 июля 1944 года они провели 14 воздушных боёв, сбили 23 вражеских самолёта. В этот же день, сопровождая штурмовиков в районе Радехова, 8 наших истребителей во главе со старшим лейтенантом Н.П. Гугниным встретила воздушного противника. Немецкие лётчики прибегли к хитрости. Пара FW-190 в качестве "приманки" подошла к нашим самолётам сверху. В это время ещё 6 "Фоккеров" попытались незаметно подкрасться к штурмовикам снизу.
Н.П. Гугнин разгадал замысел противника. Одному звену он приказал атаковать нижнюю шестёрку с тем, чтобы сковать истребителей врага и не допустить их до штурмовиков. Второе звено атаковало верхнюю пару. Не потеряв ни одного самолёта, наши лётчики сбили 4 истребителя противника. А штурмовики, надёжно прикрытые группой Н.П. Гугнина, успешно выполнили боевую задачу".
Ноябрь 1944 года. В разгаре одна из крупнейших операций Великой Отечественной войны - Будапештская. Стремясь во что бы то ни стало не допустить подхода советских войск к юго-восточным границам Германии, противник перебросил в Венгрию большое количество пехоты, танков, авиации и другой боевой техники. Немецкие войска продолжали яростно контратаковать на земле и в воздухе. Но ничто не могло изменить развитие боевых событий.
Храбро и искусно сражался с врагом в воздухе Н.П. Гугнин. Сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытие наземных войск, разведка в глубоком тылу противника - таков далеко не полный перечень ратных дел Н.П. Гугнина и его однополчан в те грозные дни.
16 ноября 1944 года четвёрка "Яков" во главе с Н.П. Гугниным получила приказ сопровождать до цели и обратно шестёрку Ил-2. На маршруте наша группа встретила 22 неприятельских истребителя. Н.П. Гугнин принял решение атаковать врага.
Набрав высоту, Н.П. Гугнин на максимальной скорости атаковал ведущего и сбил его. Строй вражеских машин распался. Этим тут же воспользовались лётчики нашего звена. Их атаки были настолько внезапными и стремительными, что противник, потеряв 6 самолётов, в панике убрался восвояси. Наши истребители потерь не имели, а штурмовики отлично выполнили боевое задание - нанесли мощный удар по узлу сопротивления в районе города Сольнок.
На следующий день, 17 ноября 1944 года, майор Н.П. Гугнин был ведущим четвёрки Як-1. И опять он смело вступает в бой. В ходе завязавшейся воздушной схватки лётчики его группы сбили 4 вражеские машины.
Н.П. Гугнин участвовал в боях под Москвой, в освобождении Орла, Брянска, Полтавы, Киева, Житомира, Винницы, Львова, Бухареста, Будапешта, Вены. Последний боевой вылет отважный лётчик произвёл 8 мая 1945 года на штурмовку вражеских войск в районе Вены.
Всего за годы войны Н.П. Гугнин совершил 260 успешных боевых вылетов, в том числе 157 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 75 - на дальнюю разведку в глубокий тыл врага, 28 - на штурмовку противника. В 50 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы - 4 вражеских самолёта.
Многие из его побед были достигнуты в воздушных схватках во время вылетов на разведку в глубокий тыл, почти всегда при численном превосходстве противника, когда даже парашют не смог бы его спасти. И только высокое мастерство, хладнокровие и мужество Н.П. Гугнина позволили ему даже в, казалось бы, невозможных условиях побеждать и возвращаться с разведданными, которые помогали командованию уберечь от потерь многих наших бойцов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками в
Великой Отечественной войне майору Гугнину Николаю Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9131).
После окончания Великой Отечественной войны Н.П. Гугнин длительное время продолжал службу в ВВС, передавая богатый фронтовой опыт молодой смене авиаторов. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Получив звание подполковник, он, как боевой лётчик, обладающий огромным практическим опытом, был назначен на должность старшего инспектора-лётчика Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. А уже через 3 года - стал старшим инспектором-лётчиком истребительной авиации при Главной инспекции Министерства обороны СССР.
В июне 1960 года полковник Н.П. Гугнин в связи со значительным сокращением Вооруженных Сил СССР увольняется в запас и переходит на работу в Гражданскую авиацию. Заочно заканчивает Украинский политехнический институт по специальности "Технология машиностроения". С 1962 года работал преподавателем в Кременчугском лётном училище гражданской авиации, позже был начальником учебно-лётного отдела училища.
Н.П. Гугнин принимал активное участие в военно-патриотическом воспитании молодёжи, часто выступал перед курсантами, школьниками, студентами, трудящимися города, рассказывая им о славных боевых делах лётчиков-фронтовиков. Жил в городе Кременчуг Полтавской области Украины.
Скончался 6 декабря 1987 года. Похоронен в городе Кременчуг.
Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Из воспоминаний Героя:
16 июля 1944 года в 11 часов дня я получил задание сопровождать группу штурмовиков, которые должны были атаковать станцию Радзехув.
Группа штурмовиков состояла из 8 Ил-2, моя группа состояла из 8 Як-1. Мы базировались на одном аэродроме. Личным общением летного состава обеих групп была достигнута полная договоренность по всем вопросам взаимодействия.
По маршруту и в районе цели метеообстановка была следующая: облачность 45 баллов, высота 1500 метров, видимость 5-10 км, дымка.
В 12.00 мы взлетели за штурмовиками и пошли на цель. Штурмовики шли двумя четверками в правом «пеленге».
Я вел четверку Як-1 непосредственного прикрытия на уровне штурмовиков, а мой заместитель капитан Кузнецов вел сковывающую четверку Як-1 выше меня на 200 метров.
Линию фронта пересекли на высоте 1150 метров, к цели подошли на высоте 400 метров. Штурмовики, став в левый «круг», начали атаку цели с планирования.
Как и было указано при проработке задания, капитан Кузнецов держал свою четверку выше на 400 метров, я со своей четверкой ходил попарно с правым вытянутым кругом на одной высоте со штурмовиками но несколько ниже их. Видимость была отличная, исключалась всякая возможность внезапной атаки со стороны вражеских истребителей. После 6 заходов штурмовики вышли из атаки и, построившись в правый «пеленг», взяли курс на аэродром. Истребители сопровождения соответственно заняли свои места.
На обратном пути просматривая заданную полусферу, я увидел, что ниже нашей группы и сзади, маскируясь на фоне местности, нас догоняли 6 ФВ-190, а выше четверки капитана Кузнецова заходила ей в хвост пара ФВ-190. Немедленно по радио оповестил всю группу и, подав команду штурмовикам становиться в круг, приказываю капитану Кузнецову произвести комбинированную атаку всей четвери на верхнюю пару ФВ-190. Капитан резко развернул свою четверку и атакой в лоб одной пары и снизу-вверх другой пары сбил оба ФВ-190. После этого капитан Кузнецов остается наверху, а ведущему второй пары старшему лейтенанту Сергееву командует атаковать полупереворотом нижнюю группу ФВ-190, что тот и выполняет блестяще. Я в этот момент левым полубоевым разворотом всей своей четверки вхожу в лоб правой четверке ФВ-190 и демонстративной атакой срываю их атаку по штурмовикам. Штурмовики за это время успели замкнуть круг.
Левая пара ФВ-190 пытается уйти из-под атаки пары старшего лейтенанта Сергеева вверх, но Сергеев на «горке» расстреливает одного ФВ-190, а другой, зависнув в верхней точке, попадает под удар капитана Кузнецова.
Нижняя четверка ФВ-190 с резким отворотом вправо-вниз уходит под мою группу и скрывается на фоне местности. Старший лейтенант Сергеев подстраивается к Кузнецову, и четверка Кузнецова барражирует выше меня на 300-400 метров.
Я со своей четверкой прохожу над штурмовиками, потом ниже их и, убедившись в отсутствии истребителей противника, подаю команду штурмовикам идти домой. Штурмовики из «круга» перестроились в правый «пеленг», и вся группа без потерь вернулась на аэродром.
Задание штурмовики выполнили. Истребители сопровождения обеспечили выполнение задачи, сбили в бою 2 ФВ-190.
Только три самолета Як-1 имели по нескольку пробоин.
Успеху боя способствовали: слетанность в группе, отличное владение машиной и огнем, отличная взаимная радиосвязь. Штурмовики, встав в круг, дали нам возможность провести активный наступательный бой.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005