Коломоец Василий Николаевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 5402
Коломоец Василий Николаевич - командир эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка 309-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, капитан.
Родился 30 ноября 1918 года в городе Жёлтые Воды Днепропетровской области в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1943 года. В 1938 окончил горный техникум, в 1939 году — аэроклуб.
В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Воевал на Западном, Калининском, Центральном и 2-м Белорусском фронтах.
Воевать начал в составе 431-го смешанного авиационного полка, входившего в состав 1-й воздушной армии. Здесь он сдружился с соратниками по 2-й эскадрилье — Ю.И. Гороховым и В.Г. Щеголевым. Чаще всего он летал в паре с Ю.И. Гороховым, сбил с ним 4 самолета противника. Так, вылетев парой на сопровождение самолета-корректировщика Су-2, они, разделившись, атаковали встреченные бомбардировщики противника и сбили по одной машине.
В феврале 1943 года 431- смешанный авиационный полк был слит с составом 1б2-го истребительного авиационного полка и введен в состав 309-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943 года старший лейтенант В.Н. Коломоец был назначен командиром эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка.
В составе полка он сражался на Курской дуге, дрался за Днепр, освобождал Белоруссию, Польшу, последние боевые вылеты совершил под Берлином. На счету В.Н. Коломойца три боя, когда ему удавалось сбивать по два неприятельских самолета. Так, 12 октября 1943 года в бою над Баево ему удалось сбить два пикирующих бомбардировщика Ю-87.
Капитан В.Н. Коломоец к середине октября 1944 года совершил 365 боевых вылетов, в 67 воздушных боях лично сбил 16 и в группе 1 самолет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Василию Николаевичу Коломойцу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5402).
В 1950 году окончил Военно-воздушную академию. Освоил реактивную боевую технику (Як-15, МиГ-15, МиГ-17). Был заместителем командира дивизии. С 1957 года полковник В.Н. Коломоец — в запасе. Жил в городе Жёлтые Воды. Скончался 12 октября 1986 года.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Из воспоминаний Героя:
Прикрывая наземные войска на поле боя, мне много раз приходилось вести групповые воздушные бои с большими группами бомбардировщиков противника, шедших под прикрытием своих истребителей.
Осенью 1943 года в районе Орша, Витебска, когда наши войска производили перегруппировку сил, немцы своей бомбардировочной авиацией пытались воспрепятствовать перегруппировке с целью задержать наступление наших войск на данном направлении. Для чего противник на аэродромах в районах Орши, Витебска сосредоточил значительные силы бомбардировочной авиации типа Ю-88, Ю-87, Хе-111.
Нашему полку была поставлена задача: не допустить бомбардирования наших наземных войск авиацией противника.
Утром 23 октября 1943 года я с группой в количестве 8 Ла-5 вылетел на выполнение поставленной задачи. Собрав над аэродромом группу и построив в указанный командиром полка боевой порядок, ушел в район прикрытия. Боевой порядок состоял из ударной и прикрывающей групп, по четыре самолета в каждой. Ударную группу возглавил я. Прибыв в район прикрытия, я установил связь со станцией наведения. Через 15 минут после начала патрулирования станция наведения сообщила о приближении к линии фронта большой группы бомбардировщиков противника. Предупредив об этом группу, я ушел в направлении, указанном станцией наведения. И действительно, на высоте 3000 м шла группа до 40 самолетов Ю-88 под прикрытием 6 ФВ-190.
Не дожидаясь подхода группы самолетов противника к линии фронта, я приказал прикрывающей группе связать боем истребителей противника, а сам четверкой с высоты 3500—4000 м пошел в атаку на бомбардировщиков. Атака оказалась внезапной.
Благодаря тому, что наша четверка открывала огонь одновременно по моему сигналу, нам удалось разбить строй бомбардировщиков, которые начали беспорядочно бросать бомбы на свои войска и уходить на свою территорию. При повторной атаке одиночными самолетами мне удалось с дистанции 50-100 м под ракурсом 1/4 сзади сбить один Ю-88, который упал в 5 км за линией фронта.
В этом бою мы сбили 2 ФВ-190 и один Ю-88, не потеряв ни одного самолета. Задача нами была выполнена. Наша победа объясняется тем, что мы атаковали группу бомбардировщиков сразу всей четверкой, одновременно ведя огонь из 8 пушек.
Правильная оценка тактики действий авиации противника в предыдущие дни позволила мне прийти в зону патрулирования с запасом высоты, что также оказало большое влияние на исход боя.
Успех в групповом воздушном бою зависит от четкой организации и взаимодействия в группах, правильного подбора пар, их слетанности и взаимопонимания.
Командир группы перед началом боя обязан правильно оценить обстановку. Он должен возможно точнее знать наличие истребительной и бомбардировочной авиации противника в данном районе, типы его самолетов, тактику их действия. Это даст возможность ему быстрее принять наиболее отвечающее обстановке решение. Настойчиво и до конца осуществив свое решение, противопоставив свою волю воле противника, всегда выиграешь воздушный бой.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005