Герой Российской Федерации
ВВС: Лётчики-торпедоносцы
Парфёнов Дмитрий Георгиевич

Парфёнов Дмитрий Георгиевич

22.08.1919 - 30.06.1941

Герой Российской Федерации

Даты указов

06.07.1995

Медаль № 184

Парфёнов Дмитрий Георгиевич - штурман звена 1-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии Краснознаменного Балтийского флота, лейтенант.

Родился 22 августа 1919 года в деревне Глазово Окуловского района ныне Новгородской области в семье рабочего. Русский Образование среднее. Окончив среднюю школу в поселке Парахино поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, окончил только первый курс.

В 1937 году призван в Красную Армию и по спецнабору направлен в авиационное училище. В 1939 году армию окончил Ейское военно-морское авиационное училище по специальности летчик-наблюдатель. С первого до последнего дня служил в составе 1-го минно-торпедного авиационного полка Балтийского флота. Участвовал в войне с Финляндией 1939-1940 годов, летал на самолете-торпедоносце ДБ-3Т. В мирное время готовился к войне на море: изучал полеты вслепую по приборам на большие расстояния над морем, способы поражением надводных целей сбрасыванием торпед.

С первых дней Великой Отечественной войны комсомольский экипаж младшего лейтенанта Игашова, в составе которого был штурман Парфёнов, в составе полка атаковал войска врага в районе Мемеля (Клайпеда) и Кенигсберга, бомбил транспорты, высаживавшие десант в районе Либавы (Лиепая). Торпедоносцам приходилось выполнять несвойственный им задачи - бомбардировки наступающих гитлеровских войск в дневное время.

30 июня 1941 г. перед полком была поставлена задача - задержать продвижение моторизированных частей противника в районе города Двинска (ныне - Даугавпилс). 1-я авиационная эскадрилья под командованием капитана Челнокова вылетел во 2-й группе с заданием уничтожить понтонный мост через Западную Двину.

Прикрытия истребителями не было. Наши бомбардировщики зашли на цель с тылу и разбомбили мост. При возвращении на базу самолеты были атакованы тремя фашистскими истребителями Me-109. Стрелки экипажа Игашова сбили один "мессер", но огнем другого был поврежден и их сам самолет. Он стал терять высоту, в это время был атакован другой четвёркой Me-109F. Тогда Игашов довернул свой самолёт им навстречу и правым крылом снёс хвостовое оперение одного истребителя. После этого направил горящий самолёт на колонну противника, скопившуюся у переправы через реку.

Ни один из членов экипажа самолета не предпринял попытки покинуть гибнущую машину, что свидетельствует об «огненном таране», совершенном по единодушному решению всех четырех авиаторов. Это был первый в истории авиации таран воздушной и наземной цели в одном бою.

После войны школьники города Даугавпилса вместе с учителем В. Фроловым нашли останки героев, перезахоронили в городе и сделали памятник на месте гибели летчиков. На родине именем Парфёнова в 1975 году названа улица в городе Окуловка.

Однополчане долго добивались награждения экипажа. Несмотря на ряд представлений к званию Героев Советского Союза, пилоты в 1969 году были удостоены только орденов Отечественной войны I степени (посмертно).

Указом Президента Российской Федерации (№ 679) от 6 июля 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов лейтенанту Парфёнову Дмитрию Георгиевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Этим же указом высокое звание присвоено остальным членам экипажа: младшему лейтенанту Игашову Петру Степановичу, младшему лейтенанту Хохлачеву Александру Митрофановичу, краснофлотцу Новикову Василию Логиновичу.


Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980

Львов М.Л. Пароль-"Балтика". Калининград, 1985.

Подводная археология   Т