Новиков Константин Афанасьевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 1064
Орден Ленина № 14676
Новиков Константин Афанасьевич – старший лётчик 40-го гвардейского истребительного авиационного полка (217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии младший лейтенант.
Родился 6 августа 1919 года в селе Орлово-Медвежье Медвежинской волости Ливенского уезда Орловской губернии (ныне село Медвежье Краснозоренского района Орловской области). Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы. С 1934 года жил в Москве. В 1935-1936 годах работал слесарем на строительстве метро, в 1936-1937 – слесарем на автомобильном заводе имени И.В.Сталина, в 1938-1939 – слесарем на Московском лакокрасочном заводе. В 1937 году окончил Центральный аэроклуб (Тушино).
В армии с сентября 1939 года. До января 1940 года обучался в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. В сентябре 1940 года окончил Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком в штурмовом и истребительном авиаполках (в Западном особом военном округе).
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – лётчик 163-го истребительного авиационного полка, в августе 1941 – лётчик 423-го истребительного авиационного полка. Воевал на Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии и Смоленском сражении. 18 августа 1941 года во время вынужденной посадки самолёта получил травмы головы и груди, до октября 1941 года находился на излечении в тамбовском госпитале. C ноября 1941 года служил лётчиком в формирующемся 805-м истребительном авиационном полку (город Моршанск Тамбовской области).
В июле-сентябре 1942 – лётчик 805-го истребительного авиационного полка, в сентябре 1942 – лётчик 862-го истребительного авиационного полка, в сентябре 1942 – мае 1945 – лётчик, старший лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 131-го (с февраля 1943 – 40-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Закавказском фронте (июль-август 1942), в составе Северной группы войск Закавказского фронта (август 1942 – январь 1943), Северо-Кавказском (январь 1943), Воронежском (май-октябрь 1943) и 1-м Украинском (октябрь 1943 – май 1945) фронтах.
Участвовал в битве за Кавказ, освобождении Северного Кавказа, Курской битве, Белгородско-Харьковской, Сумско-Прилукской, Киевской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.
27 сентября 1942 года в районе села Аки-Юрт (Малгобекский район Ингушетии) таранным ударом сбил вражеский самолёт ФВ-189, после чего совершил посадку на Ла-5 на своём аэродроме. 26 октября 1942 года в воздушном бою был ранен в плечо. 30 января 1943 года его самолёт был сбит огнём зенитной артиллерией противника. При выполнении вынужденной посадки на лес получил травмы головы и рук. До марта 1943 года находился на излечении в госпитале в городе Армавир (Краснодарский край). За время войны был четырежды ранен.
Всего за время войны совершил 468 боевых вылетов на истребителях И-16, Як-1, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, в 98 воздушных боях сбил лично 31 и в составе группы 9 самолётов противника*.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года гвардии лейтенанту Новикову Константину Афанасьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.
После войны продолжал командовать авиаэскадрильей истребительного авиаполка. С августа 1945 года капитан К.А.Новиков – в запасе.
В октябре 1945 – августе 1947 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (посёлок Стаханово, ныне город Жуковский Московской области), в 1948-1949 – лётчик транспортного отряда авиазавода №64 (город Воронеж).
В 1950-1952 годах работал лётчиком в Игарской авиагруппе Полярной авиации, в 1952-1953 – лётчиком на Норильском комбинате.
В 1953-1954 – молотобоец Колбинского леспромхоза (Манский район Красноярского края). С марта 1954 года работал грузчиком в Москве.
Жил в Москве. Умер 9 января 1958 года. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Капитан (1944). Награждён орденом Ленина (1.05.1943), 3 орденами Красного Знамени (19.10.1942; 22.07.1943; 12.05.1945), орденами Александра Невского (23.02.1944), Отечественной войны 1-й степени (10.06.1943), медалями.
Примечания:
1) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 28 личных и 5 групповых побед;
2) Награждён за выполнение 200 боевых вылетов и участие в 54 воздушных боях, в которых сбил лично 10 и в составе группы 6 самолётов противника (на март 1943 года).
Свой первый полёт Константин Новиков совершил … в родной деревне. Ребята собрали железную раму на трёх колёсах, приладили крылья, хвостовое оперение, дощечку-сиденье. Разогнали тележку вниз с обрыва в реку. «Самолёт», пилотируемый Костей Новиковым, описав в воздухе кривую, шлёпнулся в воду. Получивший ушибы «лётчик» 2 недели отлёживался в постели.
Весной 1935 года Новиков приехал в Москву. Поселился у сестры в маленькой комнатушке при школе, в которой она работала пионервожатой. Здесь же закончил семилетку. А затем устроился на шахту Метростроя учеником слесаря. Вскоре он перешёл работать на автомобильный завод. Был слесарем конвейера.
В 1937 году Новиков поступил в аэроклуб. Учился с азартом. Но удаль чуть не вырвала у него навсегда мечту о небе. Как-то раз он поспорил с ребятами, решил доказать, что на По-2 на высоте 100 метров можно сделать петлю. По-2 прочертил круг по вертикали, но в нижней точке, подмяв под себя шасси, пробороздил фюзеляжем землю и замер, завалясь на крыло. По мнению юного пилота «не хватило всего 5 метров». За этот проступок учлёт Новиков был отчислен из аэроклуба.
Но Новиков всё рано стал лётчиком. Помогли ручательства товарищей по работе на заводе и настойчивость, с которой он «атаковал» начальство авиационной школы.
Война застала Новикова в Минске. Но боевое крещение он получил только в сентябре 1941 года под Ельней. В тот день Новиков патрулировал на своём истребителе И-16 на подступах к городу. Трёх «хейнкелей» он заметил ещё издали. Гитлеровцы продолжали полёт и первыми открыли огонь с дальней дистанции. Новиков, не сворачивая, шёл им навстречу. Когда дистанция сократилась метров до 300, Новиков нажал гашетку и погнал машину в петлю. Выходя из неё, увидел, как ведущий самолёт окутался густым дымом, после чего страшный взрыв расколол его надвое.
Но оставшиеся гитлеровцы открыли яростный огонь по истребителю Новикова. Один из выстрелов достиг цели: повредил мотор и управление. Самолёт начал терять высоту и метров с 800 упал в лес. Раненого лётчика спасли 2 мальчика, приехавшие в лес за хворостом. 2 месяца пролежал Новиков в госпитале после этого падения, а когда выздоровел, снова вернулся в свою часть.
Летом 1942 года 862-й истребительный авиаполк, в котором служил Новиков, вёл бои на Северном Кавказе. В это время там действовала «Бриллиантовая группа» Геринга. Однажды Новикову пришлось одному померяться силами с пятёркой «мессеров» из этой группы. Произошло это неожиданно. Первая пара «мессеров» свалилась на него со стороны солнца. Вторая подошла позже и пристроилась в хвосте. Пятый оказался сбоку. При такой ситуации надо было уходить. Но не таков был Новиков. Повернув самолёт влево, он оказался в хвосте у двух «мессершмиттов». Залп — и вражеский истребитель, накренившись набок, пошёл книзу в сторону наших позиций. Оставшиеся в ярости набросились на советского лётчика. Но тот, как волчок, вертелся в воздухе, переходя с вертикальных виражей на горизонтальные, всё время меняя тактику. Но вот гитлеровцам удалось зажать с двух сторон Новикова. Один из фашистов пошёл в лобовую атаку. Бешено мчавшиеся машины разошлись одновременно в самый последний момент. Когда разворачивались для новой атаки, Новиков прострочил его из пушки. На груди сбитого Новиковым фашистского лётчика нашли три Железных креста и удостоверение об окончании высшей берлинской школы асов.
В одном из боёв за Кавказ 27 сентября 1942 года Новиков был ведомым в паре со своим товарищем Михайловым. Бой оказался затяжным. Фашисты имели численный перевес. Из строя уже выбыло несколько наших истребителей. Новиков охранял ведущего. Михайлов, чувствуя надёжную защиту, поливал смертоносным огнём вражеские самолёты. В том бою было сбито 3 фашиста. Из боя ЛаГГ-3 вышли лишь тогда, когда на исходе оказались боеприпасы. Но в это время возле села Акки-Юрт Новиков вдруг заметил «раму», FW-189, которая шла корректировать огонь своей артиллерии. Лётчики дали по фашисту залп. Кончились боеприпасы. Вражеский разведчик развернулся и начал поспешно уходить на свою территорию. Высота — две тысячи метров. Новиков решил пойти на таран. Осторожно сблизившись с "рамой", он нанёс удар винтом по хвостовому оперению. Та продолжала лететь. Тогда Новиков добил её повторным таранным ударом. Свой повреждённый самолёт благополучно посадил на аэродроме. После посадки винт был заменён. За этот подвиг Новикова наградили первым орденом Красного Знамени.
Из месяца в месяц росла боевая слава лётчика-истребителя Новикова. Он сбил 10 самолетов врага лично и 6 в группе. В мае 1943 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Гитлеровцы узнавали Новикова по его лётному почерку, по манере вести свою машину. Не раз прилетал он на аэродром раненый, с лицом, залитым кровью. Перевязанный, он опять садился в самолёт. Лётчики говорили, что у этого истребителя своя манера атаки, что он — мастер неожиданных боевых разворотов.
Особенно отличился Новиков летом 1943 года над Курской Дугой. В один из дней гвардии лейтенант Новиков над своим аэродромом на новом истребителе Ла-5, отражая налёты вражеской авиации, уничтожил сразу 5 самолётов противника ! За этот выдающийся бой, достойный второй Золотой Звезды, Новиков был награждён вторым орденом Красного Знамени.
В конце 1943 – начале 1944 года авиаполк, в котором воевал Новиков, сражался в небе Гомельщины. Эскадрилья Новикова в этих боях сбила более 20 фашистских самолётов. За умелое руководство эскадрильей Новиков был награждён орденом Александра Невского. В одном из боёв в феврале 1944 года он был ранен и до лета 1944 года лечился в госпитале.
Вернулся в свой гвардейский полк в июле 1944 года. Полным ходом шло освобождение Белоруссии. Кое-где советские войска сражались уже на территории Польши. На реке Нарев завязались тяжёлые бои. Истребители эскадрильи Новикова каждый день вылетали на сопровождение штурмовиков, штурмовавших вражеские позиции на западном берегу реки. В воздух вспыхивали воздушные бои. В них рос счёт сбитых самолётов гвардии капитана Новикова.
К концу войны, которую Новиков закончил в Германии, на его счету было по официальным данным 23 сбитых фашиста. А по неофициальным, часто более правдивым – 30 вражеских машин.
После войны Константин Афанасьевич Новиков стал лётчиком-испытателем сначала ЛИИ имени М.Громова, затем авиазавода в городе Воронеже.
В 1947 году он на личные сбережения приобрёл две грузовые машины ЗИС-5 и передал их колхозникам.
В середине 1950-х годов всё чаще стали напоминать о себе старые раны. Пришлось Новикову уйти с лётной работы. В январе 1958 года его не стало. Но память об этом смелом, до конца преданном Родине человеке долго будет жить среди тех, кто знал его.
На Московском автозаводе имени Лихачёва в аллее Героев установлен портрет К.А.Новикова с описанием его заслуг. Из автозаводцев-фронтовиков он первым был удостоен высшей награды Родины.
Описание боевого пути Героя предоставлено Валерием Воробьёвым. Автор биографии не гарантирует правильность приведённых в этом описании сведений.
Биографию подготовил:
Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 1. М.: Высшая школа, 1976
Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 2. М.: Высшая школа, 1986
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.:Воениздат, 1962.
Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001
Вершинин К.А. Четвёртая воздушная. - М.: Воениздат, 1975
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976
Краснознамённый Закавказский. - Тбилиси: Сабчота сакартвело, 1981
Личное дело
Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
Пшеняник Г.А. В небе Северного Кавказа. - Нальчик: Эльбрус, 1975
Пшеняник Г.А. Долетим до Одера. - М.: Воениздат, 1985
Фролов П.И., Пирогов В.А., Макушев А.Ф. Боевое созвездие орловцев. Тула,1985