Шарипов Салижан Шакирович
Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации
Шарипов Салижан Шакирович – российский космонавт, командир ТПК "Союз ТМА-5" и бортинженер 10-й экспедиции на МКС, полковник.
Родился 24 августа 1964 года в городе Узген Ошской области Киргизии. Киргиз. В 1981 году окончил среднюю школу в городе Узген. В том же году пытался поступить в Оренбургское авиационное училище, но недобрал нужных проходных баллов.
В 1982 году окончил Андижанское среднее профессионально-техническое училище и получил специальность бухгалтера. Срочную службу проходил в авиачасти в Приморском крае, обслуживал, готовил к полётам боевые машины.
В 1987 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С.И. Грицевца, получив диплом лётчика-инженера по специальности "Командная тактическая истребительная авиация".
С 1987 года по 1990 год проходил службу в качестве лётчика-инструктора 716-го учебного авиационного полка 5-х Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров ВВС Среднеазиатского военного округа в городе Токмак. За время службы обучил лётному делу 8-х курсантов.
11 мая 1990 года на заседании Государственной межведомственной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС. 8 августа 1990 года приказом министра обороны СССР №1142 назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели 4-й группы отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС.
С октября 1990 по март 1992 года проходил общекосмическую подготовку. 6 марта 1992 года сдал последний выпускной экзамен. 11 марта 1992 года решением Междуведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".
24 апреля 1992 был назначен космонавтом-испытателем 2-й группы. С апреля 1992 года по 1997 год проходил подготовку в группе космонавтов "Д-8-2" по программе полётов на орбитальный комплекс "Мир".
В 1994 году окончил факультет "Аэрокосмоэкология" Государственной академии нефти и газа по специальности "Сопряженная обработка аэрокосмоэкологических материалов". Получил квалификацию "инженера-эколога" и степень "магистра экологического менеджмента".
28 июля 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии отобран для полета на шаттле. С августа 1997 года по январь 1998 года проходил подготовку в качестве специалиста полёта в составе экипажа STS-89 в Космическом центре имени Джонсона.
С 23 по 31 января 1998 года совершил свой первый космический полёт в качестве специалиста полёта шаттла Endeavour STS-89. Основной задачей полёта была стыковка со станцией "Мир" и замена американского члена экипажа. Продолжительность полета составила 8 суток 19 часов 46 минут 54 секунды.
28 февраля 1998 года решением Государственной межведомственной комиссии назначен командиром дублирующего экипажа по программе 27-й основной экспедиции на орбитальном комплексе "Мир" (ЭО-27). С марта 1998 года по февраль 1999 года проходил подготовку к полету.
28 февраля 1998 года решением Государственной межведомственной комиссии назначен командиром дублирующего экипажа по программе 28-й основной экспедиции на орбитальном комплексе "Мир" (ЭО-28). С марта 1999 по март 2000 года проходил подготовку к полету вместе с П.В. Виноградовым.
С 5 июня 2000 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе 29-й основной экспедиции на орбитальном комплексе "Мир" (ЭО-29) вместе с П.В. Виноградовым. Однако 26 декабря 2000 года их экипаж был снят с подготовки решением межведомственной комиссии.
1 августа 2001 года на заседании Межведомственной комиссии был включен в состав дублирующего экипажа МКС-6Д. С 25 ноября 2002 года проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов в составе группы "МКС-ЭП5" по программе командира экипажа. Был включен в экипаж МКС-10, но после катастрофы шаттла "Колумбия" экипажи были переформированы.
11 декабря 2003 года решением Международной комиссии был включен в состав МКС-11 в качестве командира экипажа, хотя еще в ноябре 2003 года начал подготовку в качестве члена дублирующего экипажа МКС-9Д. Но уже 15 января 2004 года, после того, как российские медики не допустили к длительному полету Уильяма МакАртура из МКС-9, экипажи были вновь переформированы.
С.Ш. Шарипов был назначен в дублирующий экипаж МКС-9Д и в основной экипаж МКС-11. Однако уже в конце января экипажи вновь поменяли. С.Ш. Шарипов оказался в дублирующем экипаже МКС-9Д и основном экипаже МКС-10.
С 14 октября 2004 года по 25 апреля 2005 года совершил свой второй космический полёт в качестве командира ТПК "Союз ТМА-5" и бортинженера 10-й экспедиции на МКС. Во время полета выполнил два выхода в открытый космос. Продолжительность полёта составила 192 суток 19 часов 1 минута 59 секунд.
Указом Президента Российской Федерации №1068 от 13 сентября 2005 года за успешное осуществление международного космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм Салижану Шакировичу Шарипову присвоено звание Героя Российской Федерации.
С октября 2005 года по май 2006 года работал в Космическом центре имени Линдона Джонсона (США) в качестве представителя РГНИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина. В мае 2006 года решением Роскосмоса, Центра подготовки космонавтов и РКК "Энергия" в предварительном порядке был назначен в командиром ТК в дублирующий экипаж МКС-19.
В августе 2006 года совместным решением Роскосмоса и NASA был утвержден в качестве бортинженера дублирующего экипажа МКС-16 и дублера командира корабля "Союз-ТМА-11", старт которого запланирован на октябрь 2007 года.
Почётный профессор Ошского университета.
Награжден медалью "Золотая Звезда" (знаком "Ак Шумкар") Героя Республики Киргизии, узбекским орденом "За выдающиеся заслуги", медалью НАСА "За космический полет".
Биографию подготовил: