Шевчук Василий Михайлович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 8638
Шевчук Василий Михайлович – заместитель командира 152-го гвардейского истребительного авиационного полка 12-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии майор.
Родился 14 августа 1919 года в селе Ставки Фастовского района Киевской области. Украинец. Член КПСС с 1940 года. Окончил среднюю школу.
В 1936 году призван в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны с января 1942 года. Воевал на Южном, Степном, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах.
Аэродром находился вблизи переднего края. День и ночь свистели над головой снаряды. Пора горячая, обстановка тяжёлая, тылы отрезаны. Лётчики вторую неделю на голодном пайке, горючее и боеприпасы на исходе. Лейтенант В.М. Шевчук вылетел вместе с командиром эскадрильи капитаном С.А. Карначом.
Вдали появилась группа фашистских самолетов. Лейтенант В.М. Шевчук услышал голос командира эскадрильи: "Вася! Прикрой меня, иду на ведущего!". Капитан С.А. Карнач приблизился вплотную и, казалось, вот-вот сядет верхом на "юнкерс". Очередь, другая. Наконец — победа! Враг сбит!
Вслед за первой — пришла вторая. Это произошло в солнечное утро. На аэродром привезли и боеприпасы, и горючее. Ночью подтащили новый самолёт — единственный на весь полк.
В лазурном небе Крыма на большой высоте красиво парил "Як". Неожиданно снизу под ним появились четыре "Мессершмитта". "Як" стремительно и смело бросился на врагов. С первой же очереди падает на землю один вражеский истребитель; еще очередь — и второй "Мессершмитт" горит.
И лишь когда "Як" стал набирать высоту, завязался бой с оставшимися двумя. Через несколько минут третий фашистский самолет врезался в землю недалеко от аэродрома. Четвертый поспешно ушел в сторону моря. Это была большая победа. Она вселила уверенность в возможность бить врага небольшими силами. Вскоре в полк начали прибывать новые "Яки". Количество сбитых фашистских самолётов на боевом счету лётчиков быстро росло. Наступил перелом.
1 мая 1942 года четверка истребителей, которую вел командир эскадрильи С.А. Карнач, сопровождала группу "Илов". В их числе был самолёт В.М. Шевчука. Удачно подошли к фронту. Штурмовики дружно начали "обрабатывать" передний край противника. И тут как тут — десять фашистских истребителей. Нужно немедленно навязать бой врагу, чтобы отвлечь его от штурмовиков. Но это не так-то просто.
Два наших истребителя из-за неисправности материальной части вернулись на свой аэродром. Командир эскадрильи и его заместитель по политчасти В.М. Шевчук остались вдвоем. "Мессершмитты" разделились на две группы. На одного В.М. Шевчука бросились сразу шесть стервятников.
Выход один — драться. Но лётчик пошел в лобовую атаку. Сначала отчётливо были видны дула пушек, кресты на самолётах, а потом глаза фашиста. Еще мгновенье — и столкновение неизбежно, но враг отвернул, подставив левый борт. Он сбит. Вслед за этим падает вражеский самолет, сбитый капитаном С.А. Карначом. Отлегло от сердца. Главное, что штурмовики работают спокойно, без помех. И вдруг самолет В.М. Шевчука окутался пламенем, а высота всего лишь двести метров. В.М. Шевчук дергает за кольцо, выбрасывается из самолёта. И теряет сознание.
Пришёл в себя уже в госпитале. Почти год длилось лечение. 5 мая 1943 года В.М. Шевчук прибыл в свой полк на должность заместителя командира части. Шли бои на родной Украине. Долго ждать не пришлось. Уже через несколько дней В.М. Шевчук повёл большую группу самолётов в район Прохоровки.
С нашей стороны в бою участвовало 16 "Илов" и 40 "Яков", со стороны гитлеровцев — 60 "Юнкерсов" и 40 "Мессеров". Гул моторов был слышен на десятки километров. Дым сбитых горящих самолётов закрыл землю. "Воздушное побоище", — так назвали лётчики сражение. В этом бою было сбито 22 вражеских самолёта. Один из них — В.М. Шевчуком.
Однажды самолёт В.М. Шевчука, имея на исходе горючее, шёл со снижением на свой аэродром. И вдруг внизу "рама". Пристроился ей в хвост, дал очередь, никакого эффекта. Тогда лётчик догнал вражеского разведчика и повис над ним, прижимая к земле. Фашистский лётчик начал снижение и врезался в землю.
Последняя схватка с врагом была недалеко от немецкого города Бунцлау. Прикрывая штурмовиков своим полком, В.М. Шевчук заметил двух корректировщиков противника. Они вынырнули из густых облаков, сопровождаемые двумя истребителями. В.М. Шевчук тотчас скрылся в облаках.
Расчёт был точен. Выходя из-за облака, он встретился с разведчиком и на короткой дистанции послал огненную трассу в его мотор. "Горбыль" вздрогнул, потерял скорость и рухнул на землю. В.М. Шевчук набрал высоту и заметил "фокке-вульфа". Не раздумывая, он пристроился к нему в хвост и так же метко поразил из пулемёта.
Гвардии майор В.М. Шевчук к марту 1945 года совершил 194 боевых вылета на сопровождение штурмовиков в разведку, участвовал в 42 воздушных боях, сбил лично 14 и в группе 1 самолёт противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Шевчуку Василию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8638).
В 1948 году В.М.Шевчук окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии, в 1958 году — Высшие академические курсы при Военной академии тыла и транспорта. Служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР.
С 1979 года генерал-лейтенант авиации В.М.Шевчук — в отставке. Жил в городе-герое Москве, где и скончался 6 апреля 2003 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок 5).
Награждён орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.
Биографию подготовил:
Боевые звёзды киевлян. - Киев: Политиздат Украины, 1983.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.