Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Любимов Иван Степанович

Любимов Иван Степанович

25.03.1909 - 26.12.2000

Герой Советского Союза

Даты указов

22.01.1944

Медаль № 2893

Любимов Иван Степанович – командир 11-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, гвардии подполковник.

Родился 25 марта 1909 года в Киеве в семье рабочего. Русский. Член. КПСС с 1939 года. Окончил среднюю школу. В 1932 году окончил два курса Харьковского техникума связи.

В 1932 году призван в ряды Красной Армии. В 1933 году окончил 9-ю военную школу лётчиков и летнабов в Харькове. Служил в 32-м истребительном авиационном полку Военно-воздушных сил Черноморского флота, с августа 1933 года - военный пилот, с ноября 1934 - младший лётчик, с апреля 1938 - командир звена, с ноября 1939 - начальник штаба эскадрильи. В июне - августе 1940 года был исполняющим должность начальника штаба истребительной авиационной эскадрильи в 8-м авиационном полку, затем вернулся в "родной" 32-й истребительный авиаполк и назначен командиром эскадрильи.

В этой должности вступил в Великую Отечественную войну в июне 1941 года. Первую воздушную победу одержал в бою 31 августа 1941 года. А в бою 9 октября 1941 года над Сивашем был тяжело ранен. Чудом остался жив, лишился ног. Неимоверным напряжением воли и непрерывными изнуряющими тренировками добился возвращения в строй. С июля 1942 года - вновь в боях в составе своего полка.

После долгого перерыва сумел вернуться в строй и опять возглавил эскадрилью, продолжив счёт своих воздушных побед. В октябре 1942 года И.С. Любимов был назначен командиром 32-го истребительного авиаполка. В мае 1943 года полк за выдающиеся боевые заслуги получил гвардейское знамя и стал 11-м гвардейским истребительным авиаполков.

К сентябрю 1943 года И.С. Любимов совершил свыше 100 боевых вылетов, в 21 воздушном бою сбил лично 8 самолётов врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за умелое руководство в боях авиационной эскадрильей и авиационным полком, за проявленные мужество, отвагу и бесстрашие в бою гвардии подполковнику Ивану Степановичу Любимову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2893).

C октября 1943 года - командир 4-й истребительной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота. В боях за освобождение Новороссийска, таманского полуострова, Керчи, Крыма, Северного Причерноморья, Румынии И.С. Любимов проявил высокое лётное мастерство и подлинное бесстрашие. К середине 1944 года его боевом счету было 174 боевых вылета, до 60 воздушных боёв, 9 личных воздушных побед. За это время он вырос от командира эскадрильи до командира дивизии.

После окончания боевых действий на Черном море полковник Любимов в октябре 1944 года был направлен на учёбу. В мае 1945 года он окончил Высшие авиационные акдемические курсы при Военно-Морской академии имени К.Е. Ворошилова и вновь принял под командование 4-ю истребительную авиадивизию ВВС Черноморского флота, командовал ею до декабря 1948 года.

В 1950 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С января 1951 года - Председатель квалификационной комиссии авиации ВМС СССР. С июля 1951 года - начальник противовоздушной обороны - командующий Приморским районом ПВО Черноморского флота. С января 1953 года - начальник противовоздушной обороны флота - заместитель начальника ВВС Черноморского флота. С января 1955 года - старший преподаватель кафедры ВВС флота в Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (с 1958 года именовалась Военной академией Генерального штаба), доцентом, профессором, кандидатом военных наук. Передавал своё мастерство и опыт командирам младшего поколения.

С февраля 1973 года генерал-майор авиации И.С. Любимов - в отставке. Вёл военно-патриотическую работу среди молодежи. Жил в Москве. Скончался 26 декабря 2000 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 12).

Генерал-майор авиации (11.05.1949). Награждён двумя орденами Ленина (1942, 1944), тремя орденами Красного Знамени (1942, 1946, 1952), орденом Ушакова 2-й степени (1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (1985), орденом Красной Звезды (1947), медалями, иностранной наградой - орденом Британской Империи 4-й степени (1944).


Когда передний край фронта подкатился к Перекопу, эскадрилья И.С. Любимова для прикрытия боевых действий бомбардировщиков была переброшена к Сивашу. 9 октября 1941 года бой разгорался стремительно. "Мессершмитты" наседали на бомбардировщик. Истребители отбивали атаку за атакой. После короткой схватки к сопровождению бомбардировщиков возвратились только самолёты И.С. Любимова и М.В. Авдеева.

Наконец и цель. Били зенитки. Перед бомбардировщиками стояла стена огня. И вот бомбы пошли вниз. Задание выполнено. Качая крыльями, мимо И.С. Любимова проскочил ведомый и разворотом ушел вверх. Капитан догадался, что со всех сторон пикируют "мессершмитты". Боезапас на исходе. На концевой бомбардировщик навалились два "мессершмитта". И.С. Любимов поспешил отбить их.

К перекрестию прицела подполз силуэт вражеской машины. Оставалось только чуть-чуть довернуть. Но нажать на гашетку капитан не успел. В кабине с треском разлетелась приборная доска. Хлестнули горячие брызги; антифриза. В лицо, голову, руки, казалось, впились сотни осиных жал. И.С. Любимов оглянулся, бомбардировщики переходили линию фронта. Всё в порядке.

Но глаза залиты кровью из раны на голове. Провёл ладонью по очкам. Стало светлее. Совсем рядом пронёсся "мессершмитт" с драконом на фюзеляже. И.С. Любимов довернул свой самолёт и нажал на выступы гашетки. Но пулемёты молчали. И вдруг острая боль обожгла ногу. Видимо, ударили сзади. Машина накренилась и стала терять высоту. И.С. Любимов зашёл на посадку. Толчок, и тишина. Где-то близко линия фронта. И.С. Любимов с трудом поднялся на руках и перевалился через борт.

И вдруг снова — нарастающий гул. И.С. Любимов не успел повернуться, как новый страшный ожог парализовал ногу. Перед глазами поплыли огненно-жёлтые круги. И.С. Любимов протянул руку и вскрикнул. Ноги не было. С трудом открыл глаза. Нога отрублена. Вытащил из реглана пояс, наложил жгут. А за спиной вновь нарастал знакомый рёв вражеского самолёта. Прикрывшись парашютом, И.С. Любимов снова лёг под мотором.

"Мессершмитт" развернулся и пронёсся совсем низко. Это был тот же истребитель с драконом и цифрой 21 на борту. Всё стихло. И.С. Любимов выполз из-под машины и, разорвав рубашку, принялся бинтовать раны. Но как только прикасался к отсечённой ноге, терял сознание.

Очнулся ночью. Кричал, что есть силы, но даже свой голос ему казался далёким. Видимо, не кричал, а хрипел. Выстрелил. Потом вновь и вновь нажимал на спусковой крючок. И вдруг донесся лошадиный топот. Лошадь остановилась. На ней смутно маячил силуэт. Мальчик подвёл лошадь, чтобы подсадить на неё раненого. Но поднять, потерявшего много крови, лётчика наверх мальчонка не сумел - не хватило сил. Пришлось ему ехать за подмогой.

После нескольких месяцев лечения пришлось осваивать протез, заново учиться ходить. Целыми днями И.С. Любимов тренировался в ходьбе. Вернулся в полк через девять месяцев с протезами вместо ног. Но как управлять самолётом с протезом? Не так-то легко и здоровому лётчику после большого перерыва получить допуск на боевой вылет.

И.С. Любимов не жалел себя. Он добился того, что стал ежедневно ходить пешком не менее 10 километров. На ночь присыпал стрептоцидом стёртую в кровь тонкую кожицу едва зарубцевавшейся раны. Вскоре начал заново осваивать велосипед. Не раз подводил его протез, срываясь с педалей. Но, поднявшись с земли, И.С. Любимов снова садился за руль. В конце концов он научился управлять велосипедом достаточно хорошо. Это был первый шаг к возвращению в небо.

Следующий экзамен — полёт на учебном самолёте. И.С. Любимов также успешно его выдержал. Сначала с инструктором, а затем и самостоятельно. И вот настал день, когда он сел за штурвал боевого истребителя. Это было в июле 1942 года. Злость, желание отомстить своим врагам превозмогали боль, когда он накручивал километры на велосипеде. Механики полевой мастерской педали управления в истребителе приспособили "под Любимова".

После долгого перерыва он вновь начал летать, продолжив счёт своих воздушных побед. Вскоре И.С. Любимов был назначен командиром 32-го истребительного авиаполка. В мае 1943 года полк стал 11-м гвардейским. Много замечательных воздушных бойцов воспитал за это время И.С. Любимов. И при каждой возможности выходил в воздух сам.

22 сентября 1943 года эскадрилья "Пе-2" 40-го бомбардировочного авиационного полка под прикрытием 12-ти истребителей 11-го гвардейского истребительного авиационного полка вылетела на бомбардировку плавательных средств противника в порту Тамань. Группу истребителей вёл сам командир 11-го гвардейского полка подполковник И.С. Любимов. Итогом этого боя было три сбитых "FW-190" и один "Me-109". Все наши пикировщики и истребители благополучно вернулись на свой аэродром.

Однажды посты наблюдения сообщили, что со стороны Новороссийска показались два вражеских истребителя. Группа И.С. Любимова быстро взлетела и стремительно пошла на сближение с противником. И.С. Любимов не поверил своим глазам: на фюзеляже "мессершмитта" — "дракон" и та же цифра—21! Вот он, долгожданный момент!

Шли на встречных курсах. Нажимать на гашетку не спешили. Первым открыл огонь фашист. И.С. Любимов атаковал и с удовлетворением следил, как алые вспышки раскрашивали машину врага. И.С. Любимов взял кабину в прицел. Даже сквозь свистящий гул мотора он слышал рокот своей пушки. "Мессершмитт" завалился на крыло. И.С. Любимов в последний раз уловил взглядом цифру 21. На машине И.С. Любимова механик нарисовал десятую звезду.

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Боевые звёзды киевлян. - Киев: Политиздат Украины, 1983.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Лурье В.М. Адмиралы и генералы ВМФ СССР: 1946-1960. – Москва, 2007.