Тотмин Николай Яковлевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 539
Тотмин Николай Яковлевич — летчик 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии Северного фронта, старшина.
Родился 19 декабря 1919 года в селе Усть-Яруль ныне Ирбейского района Красноярского края в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов школы, 2 курса Канского сельскохозяйственного техникума и аэроклуб. Работал в колхозе.
В Красной Армии с 1939 года. По спецнабору был направлен в Читинскую военную авиационную школу пилотов. Позднее школа из Читы была переведена в Батайск. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова. Служил в 158-м истребительном авиационном полку.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Всего совершил 63 боевых вылета, сбил лично 2 (1 — тараном) самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий
командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом
отвагу и геройство старшине Тотмину Николаю Яковлевичу присвоено Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 539).
Старший лейтенант Тотмин Н.Я. погиб в групповом воздушном бою 23 октября 1942 года в 18-и километрах севернее города Тосно Ленинградской области. Его самолёт упал в болото на оккупированной территории. Останки лётчика и его самолёта "киттихаук" обнаружены в районе посёлка Гладкое в 1990 году в Тосненском районе Ленинградской области.
Останки пилота перезахоронены в поселке Усть-Яруль.
В Усть-Яруле установлена мемориальная доска. Именем Героя названы улицы в городе Тосно Ленинградской области, сёлах Ирбейское и Усть-Яруль и в Красноярске.
Комсомолец Тотмин Н.Я. утром 4 июля 1941 года первым поднялся в воздух на истребителе И-16 для отражения налёта вражеской авиации на аэродром Рожкополье. Набрав высоту, он обнаружил 8 бомбардировщиков Ju-88, которые уже заходили в атаку на стоянку самолётов. Тотмин бросился им наперерез и с первой же атаки подбил ведущего. Строй "юнкерсов" распался. Продолжая атаковать, Тотмин поджог второй и хотел его добить, но в это время сзади появились истребители сопровождения Me-109. Оставив повреждённый бомбардировщик, Тотмин развернулся и пошёл в лобовую атаку. В последний момент фашист хотел отвернуть в сторону, но Тотмин, накренив свой истребитель, крылом срезал плоскость "мессершмитта". Тот, кувыркаясь, упал на окраине аэродрома и сгорел. От удара И-16 потерял управления и вошёл в штопор. Тотмин попытался выпрыгнуть, но поток воздуха помешал этому. Тогда он руками выбросил купол парашюта за борт и тот вытащил его из кабины на высоте 50-и метров.
20 июля 1941 года сбил ещё один самолёт противника.
Биографию подготовил:
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Буров А.В. Огненное небо. - Л.: Лениздат, 1974
Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.:Воениздат, 1962.
Достоин звания героя. - Красноярск: Красноярское кн. изд., 1975
За чистое небо. - Л.: Лениздат, 1978
Иноземцев И.Г. Воздушные тараны в небе Ленинграда. -Л.:Знание,1970
Иноземцев И.Г. Под крылом - Ленинград. - М.:Воениздат,1978
Иноземцев И.Г. Тараны в северном небе. - М.: Воениздат, 1981
Красноярцы - Герои Отечественной войны. - Красноярск, 1959
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
Новиков А.А. В небе Ленинграда. - М.: Наука, 1970
Присвоить звание Героя. - Красноярск, 2014
Здесь Узнай советы здесь. sovetok.com |