Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Шахатов Латип

Шахатов Латип

01.05.1929 - 20.03.1980

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.03.1976

Медаль № 17455

Орден Ленина № 423793

Шахатов Латип – дорожный мастер Гурьевской дистанции пути Казахской железной дороги.

Родился 1 мая 1929 года на промысле Эмба Жилокосинского района Гурьевского округа Казахской АССР, ныне – Тенгизшевройл Жылыойского района Атырауской области Казахстана. Из рабочей семьи рабочего-железнодорожника Озганбая Шахатова. Казах. Окончил семилетнюю школу.

Трудовую деятельность 15-летний подросток начал в сентябре 1944 года на Казахской железной дороге ремонтным рабочим 58-й Гурьевской дистанции пути. В марте 1956 года его назначили бригадиром пути и в том же году направили на курсы дорожных мастеров. Пройдя обучение, с мая 1957 года работал дорожным мастером 7-го околотка 58-й Гурьевской дистанции пути.

Гурьевское отделение являлось одним из наиболее крупных подразделений Казахской железной дороги, на котором осуществлялось интенсивное движение тяжеловесных составов из России, Закавказья, Прибалтики и Украины в Среднюю Азию, к восточным границам СССР. Узловая станция Макат, где трудился Л. Шахатов, была очень ответственным участком – здесь соединялись железнодорожные магистрали многих направлений. В случае возникновения малейших неполадок четыре бригады под руководством мастера в кратчайшие сроки и в любую погоду выходили на линию и успешно их устраняли. Мастер лично проверял каждый винт или гвоздь, вкрученный или забитый путейцами.

Седьмой околоток, имевший 4 километра главных и 40 километров станционных путей, а также 122 централизованных стрелочных перевода, пополнялся новой техникой, механизмами, что со временем позволило уменьшить удельный вес ручного труда, увеличить производительность и улучшить технику безопасности труда. Мастер путейцев постоянно проявлял творческую инициативу по внедрению и использованию средств малой механизации, передовых методов труда. По итогам седьмой расширенной пятилетки (1959–1965) за успехи в выполнении плана перевозок, развитии и технической реконструкции железных дорог передовой железнодорожник был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В годы восьмой пятилетки (1966–1970) Латип Шахатов продолжал демонстрировать высокие производственные показатели: содержал в отличном состоянии пути и стрелочные переводы на вверенном ему участке, обеспечивал нормативную балльность железнодорожной колеи. В 1971 году его наградили престижным ведомственным знаком «Почётному железнодорожнику».

Путейцы под руководством Л. Шахатова особенно отличились в период девятой пятилетки (1971–1975). Все пути, стрелочные переводы в околотке находились в образцовом состоянии (балльность пути составила 16 единиц при плане 25), здесь не допускались нарушения правил технической эксплуатации, аварии, брак, резко выросла производительность труда (112,8 процента). Пятилетний план рабочие выполнили уже к 20 июня 1975 года. В том же году коллектив, носивший звание коллектива коммунистического труда, был признан лучшим по Казахской железной дороге, удостоен диплома руководства дороги и дорпрофсожа, а по итогам пятилетки награждён Памятным Красным знаменем дистанции и денежной премией. Одна из бригад под руководством Жумабая Аралбекова признана в 1975 году лучшей на Казахской железной дороге. Сам мастер в 1973 и 1974 годах был награждён знаками «Победитель социалистического соревнования», в 1975 году отмечен званием «Ударник девятой пятилетки».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки и социалистических обязательств, Шахатову Латипу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Систематически повышавший свои знания мастер умело передавал их начинающим путейцам, воспитывал у них любовь к своей профессии. Только за девятую пятилетку в школе коммунистического труда он обучил 27 молодых рабочих.

В 1980 году в связи с присоединением Гурьевского железнодорожного узла №13 к системе Западно-Казахстанских железных дорог стал работать мастером дороги в отделе ПЧ-13.

Жил в посёлке Макат Макатского района Гурьевской (ныне – Атырауской) области. Вместе с женой вырастил семерых детей. Умер 20 марта 1980 года. Похоронен на кладбище посёлка Макат.

Награждён орденами Ленина (05.03.1976), Трудового Красного Знамени (04.08.1966), медалями. Почётный железнодорожник (1971).

В посёлке Макат имя Героя присвоено улице, средней школе №76 (1999), маневровому локомотиву ТЭМ-2У Макатского локомотивного депо (2018). Мемориальная доска установлена на доме, в котором он жил.



Использованы документы из фондов Государственного архива Атырауской области. Редакция сайта выражает признательность Жумабеку Байбусунову (город Петропавловск, Казахстан) за помощь в работе над биографией.


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Архивная справка