Самусёв Фёдор Кононович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 14468
Орден Ленина № 336289
Самусёв Фёдор Кононович – бригадир кузнецов Минского тракторного завода Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Белорусская ССР.
Родился 9 (по другим данным, 8-го) марта 1928 года в деревне Шапчицы Званецкого сельсовета Журовичского района Бобруйского округа Белорусской ССР, ныне в составе того же сельсовета Рогачёвского района Гомельской области Белоруссии. Из крестьянской семьи. Белорус.
К началу Великой Отечественной войны окончил на родине шесть классов неполной средней школы. Подростком пережил немецкую оккупацию (август 1941 – ноябрь 1943). После освобождения начал трудиться на восстановлении местного колхоза, разорённого в период оккупации. Окончил седьмой класс неполной средней школы. Одновременно был занят на различных, в том числе строительных, работах в колхозе. Некоторое время также работал помощником комбайнера. С 1948 по 1951 год проходил срочную службу в Советской Армии. После увольнения в запас приехал в город Минск, столицу республики.
Был принят работать на Минский тракторный завод (МТЗ)* учеником кузнеца-штамповщика. Эта профессия была связана с тяжёлым физическим трудом на специальных штамповочных молотах, но армейская закалка и крепкое здоровье позволили молодому рабочему успешно освоить основы кузнечного дела и с 1952 года начать работать самостоятельно.
Возведение завода, начавшееся в 1946 году, было объявлено всесоюзной ударной стройкой. Первая победа заводчан, которые всего через четыре года – 4 ноября 1950 – изготовили первый КД-35, явилась началом серийного производства гусеничных тракторов. В том же году предприятие официально вступило в строй, а вскоре здесь была создана своя конструкторская служба, которая сложилась в полноценную школу белорусского тракторостроения. Поиск конструкторской мысли минских машиностроителей, работавших на высоком подъёме и с пониманием необходимости обеспечить разрушенное сельское хозяйство производительной техникой, был бесконечным: в октябре 1953 года сошёл с конвейера первый колёсный трактор семейства «Беларусь» – МТЗ-2, а спустя три года – более мощный МТЗ-5. Уже 5 мая 1958 года был выпущен стотысячный, а 22 июня 1961 года – двухсоттысячный белорусский трактор. Через год был осуществлён безостановочный переход на производство новых машин, и с 1963 года началось серийное производство новой модели – МТЗ-50, а с 1964 года – также МТЗ-52.
Ф. К. Самусёв быстро и в совершенстве овладел профессией, в короткий срок зарекомендовал себя как талантливый новатор, ответственный и инициативный специалист высокой квалификации, став одним из лучших кузнецов завода. Он выделялся не только своей целеустремлённостью и умением трудиться с полной отдачей, но и постоянным творческим поиском, стремлением сделать как можно больше и лучше. С группой минских кузнецов он выезжал в город Горький (ныне – Нижний Новгород), где на автомобильном заводе знакомился с опытом работы местных мастеров кузнечного дела.
Повышая свой образовательный уровень, сначала окончил вечернюю школу рабочей молодёжи, а затем заочно получил образование в профильном техникуме. В 1957 году вступил в КПСС. Уже к началу седьмой (расширенной: 1959–1965) пятилетки успешно стал выполнять и перевыполнять нормы выработки – по 140, 160, до 200 процентов плана. Продукцию сдавал с первого предъявления и высокого качества.
Возглавив ещё в 1954 году бригаду штамповщиков, Фёдор Кононович проявил себя волевым, энергичным организатором кузнечного производства, сумел создать сплочённый коллектив единомышленников. В умелой организации социалистического соревнования он воспитывал у рабочих бережливое отношение к материальным и энергетическим ресурсам производства. Бригада штамповала поковки, из которых в механических цехах изготавливали для тракторов коленчатые валы и бортовые шестерни. Почти каждый трудовой день она заканчивала выпуском сверхплановых поковок. Каждый из её членов успешно освоил смежные специальности, трудился самоотверженно, настойчиво повышая производительность труда за счёт профессионального мастерства, постоянно искал пути повышения эффективности производства. Так, по инициативе передового коллектива, который к началу 1960-х годов успешно освоил работу на новом, более мощном оборудовании, была изменена величина обжимного ручья при штамповке коленчатого вала, что позволило за один год сэкономить 84 тонны металла.
В условиях ускоренной индустриализации республики, чтобы дать план, иногда приходилось работать по две смены кряду. Кузнецы во главе с Самусёвым делали сначала по 80 коленчатых валов за смену, потом по 100, по 120. А к 1960-м годам эта цифра подошла уже к 600. При этом они добивались бережного использования пара и газа. Боролись за экономию инструмента, в частности, штампов. Улучшив их эксплуатацию, смогли увеличить стойкость штампов на 10 процентов. Также активно участвовали в движении наставничества в кузнечном корпусе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1966 года за особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких производственных показателей Самусёву Фёдору Кононовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В период новых пятилеток возглавляемая им бригада показывала образцы высокопроизводительного труда, добивалась высоких производственных показателей на предприятии, неоднократно занимала классные места во Всесоюзном социалистическом соревновании, за что была удостоена почётного звания «коллектив коммунистического труда».
По достижении пенсионного возраста в 1978 году переведён работать в том же цехе наладчиком кузнечно-прессового оборудования.
Избирался депутатом Минского городского Совета депутатов трудящихся.
С 1994 года – на заслуженном отдыхе (персональный пенсионер союзного значения с 1978 года). Жил в Минске. Умер 29 сентября 2000 года. Похоронен в Минске на кладбище Колодищи.
Награждён орденом Ленина (05.08.1966), медалями, а также 2 Почётными грамотами Верховного Совета Белорусской ССР (09.05.1958; 20.05.1963).
________
* Минский тракторный завод с 1947 года входил последовательно в структуру Министерства автотракторной промышленности СССР, с 1954 года – Министерства автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, с 1955 года – Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, с 1957 года – Управления машиностроения и станкостроения Совнархоза БССР, с 1962 года – Управления автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Совнархоза БССР, с 1965 года – вновь Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, с декабря 1988 года – Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, затем, с октября 1991 года, – Государственного комитета по промышленности и межотраслевым производствам Республики Беларусь. С 1972 года являлся головным предприятием Минского производственного тракторостроительного объединения, с 1976 года – Минского тракторостроительного производственного объединения «Минский тракторный завод имени В. И. Ленина», а с июня 1977 года – производственного объединения «Минский тракторный завод имени В. И. Ленина». Коллектив завода был награждён в 1966 году орденом Ленина, в 1971 году – орденом Октябрьской Революции. Ныне – ОАО «Минский тракторный завод».
Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).
Биографию подготовил:
Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 9. Мiнск, 1973.
Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.
Минск – Город-Герой. Справочник. – Минск, 1976.
Публикации в местных СМИ
Регионы Беларуси: Энциклопедия. В 7 т. Т. 3. Гомельская область. В 2 кн. Кн. 2. – Минск, 2013.
Труд, талант, доблесть. Ч. 2 - Минск, 1981