Мусатов Илья Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4370
Орден Ленина № 19931
Мусатов Илья Иванович – лётчик 10-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (3-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия, 3-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия, Авиация дальнего действия), гвардии лейтенант.
Родился 30 июля 1920 года в деревне Соньшино Студенецкой волости Венёвского уезда Тульской губернии (ныне Венёвского района Тульской области). Русский. С 1923 года жил в Москве. В 1936 году окончил 7 классов школы, в 1937 году – школу ФЗУ. Работал токарем на заводе «Авиаприбор» в Москве. В 1940 году окончил Ленинградский аэроклуб г.Москвы.
В армии с апреля 1940 года. В 1941 году окончил Кировабадскую военную авиационную школу лётчиков (город Гянджа, Азербайджан).
Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941 – марте 1942 – лётчик 454-го дальнебомбардировочного авиационного полка, в марте-сентябре 1942 – лётчик 818-го дальнебомбардировочного авиационного полка, в сентябре 1942 – феврале 1943 – лётчик 10-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Крымском, Сталинградском и Юго-Западном фронтах. Участвовал в обороне Крыма и Донбасса, Сталинградской битве.
В феврале 1943 – декабре 1944 – лётчик и командир звена 752-го (с марта 1943 – 10-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия, в декабре 1944 – мае 1945 – командир звена и заместитель командира авиаэскадрильи 226-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (Авиация дальнего действия). Участвовал в Курской битве, снятии блокады Ленинграда, освобождении Правобережной Украины, Крыма и Белоруссии, Будапештской, Кёнигсбергской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. 10 августа 1943 года был легко ранен. Всего за время войны совершил 287 боевых вылетов на бомбардировщике Ил-4.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии лейтенанту Мусатову Илье Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны до 1950 года продолжал службу заместителем командира авиаэскадрильи в Дальней авиации. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию (Монино) и 29-ю военную офицерскую авиационную школу боевого применения Дальней авиации (город Нежин Черниговской области). Служил в Дальней авиации командиром авиаэскадрильи и заместителем командира авиаполка (на Украине), а в 1956-1960 – командиром авиаполка и 1-м заместителем командира авиадивизии (на Дальнем Востоке).
В 1962 году окончил Военную академию Генштаба. В 1962-1963 – командир тяжёлобомбардировочной авиадивизии (в Белоруссии), в 1963-1965 – командир морской ракетной авиадивизии (ВВС Балтийского флота). В 1965-1968 – начальник Службы безопасности полётов Авиации ВМФ. С 1968 года – старший научный сотрудник 30-го Центрального научно-исследовательского института ВВС. С сентября 1973 года полковник И.И.Мусатов – в запасе.
В 1973-1981 годах работал заместителем начальника Управления аварийно-спасательных работ и охраны аэропортов Министерства гражданской авиации СССР, в 1981-1983 – начальником отдела и начальником сектора в Государственном научно-исследовательском институте Гражданской авиации.
Депутат Верховного Совета Белорусской ССР 6-го созыва (в 1963-1967 годах).
Жил в Москве. Умер 3 апреля 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Полковник (1961), военный лётчик 1-го класса (1957). Награждён 2 орденами Ленина (18.09.1943; 19.08.1944), орденами Красного Знамени (8.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (18.07.1945), Красной Звезды (26.10.1955), медалями.
Уже шла война, когда Илья Мусатов окончил Кировабадскую школу пилотов. Все его товарищи поехали после выпуска на фронт, а ему приказали вначале прибыть в 42-й полк авиации дальнего действия. Надо было переучиваться на самолёт ДБ-Зф.
Январь 1942 года стал месяцем боевого крещения Мусатова. Находясь в составе 754-го авиационного полка, он участвовал в групповом налёте на железнодорожный узел Владиславовка в Крыму. Старший лейтенант Харченко повел группу бомбардировщиков на малой высоте, чтобы избежать встречи с противником. Миновали Азовское море и вскоре на горизонте увидели цель. На станции стояло несколько вражеских эшелонов. Харченко сбросил бомбовый груз точно на объект. За ним последовал Мусатов и другие лётчики. От вражеских эшелонов не осталось ничего.
17 марта 1942 года капитан Харченко повёл девятку бомбардировщиков на цель. Мусатов летел на своем обычном месте, которое за ним закрепилось с первого вылета,— левым ведомым в ведущем звене. Немецкие зенитки встретили наши бомбардировщики лихорадочным огнём. Но девятка Харченко продолжала идти по заданному маршруту. Вскоре на них напали впервые тогда применённые врагом модернизированные истребители Ме-109ж. Прикрывавшие наши бомбардировщики 2 истребителя смело вступили в бой. Но силы были неравны. Бомбардировщики отстреливались сами. Самолёт Харченко был повреждён, и девятка осталась без командира.
Мусатов летел на высоте 2000 метров и всячески маневрировал, хитрил. Оказавшись один, он повернул в сторону Азовского моря, перевёл свой самолёт в пикирование. Бомбы сбросил точно на цель. При возвращении на свой аэродром отказало управление. Самолёт стал падать. Изо всех сил Мусатов выровнял тяжёлую машину и дотянул до аэродрома. При осмотре все были в глубоком удивлении - как же удалось посадить самолёт: всюду были пробоины, рваные дыры.
Ещё не раз на разбитой машине, с зияющими дырами в плоскостях, на одном моторе, с перебитыми рулями управления возвращался Мусатов на свою базу, выходил победителем.
На летнюю кампанию 1943 года гитлеровское командование возлагало большие надежды. Ему необходимо было восстановить свой крепко пошатнувшийся престиж. И пока обе стороны готовились к решающим схваткам летом 1943 года, большую активность развивала советская дальнебомбардировочная авиация. Она наносила бомбовые удары по стратегическим центрам и важнейшим коммуникациям врага.
16 апреля 1943 года в газете «Правда» было опубликовано официальное сообщение, в котором говорилось, что в ночь на 15 апреля советские самолёты совершили налёт на Данциг и Кенигсберг и подвергли бомбардировке военные объекты этих городов. В Данциге возникло много пожаров и наблюдались сильные взрывы, особенно в расположении нефтяных складов. В Кенигсберге большие пожары произошли в гавани и на товарной станции.
В этой информации впервые в печати встречается фамилия Мусатова. Написано об этом человеке весьма скромно и коротко, и одно место вызывает недоумение: «От бывалых лётчиков не отстала и молодежь. Гвардии сержант И. Мусатов и штурман гвардии капитан А. Торопов точно привели свой корабль к городу и обрушили смертоносный металл на военные объекты Данцига». Гвардии сержант (!) был командиром ДБ-3ф, а гвардии капитан (!) у него был штурманом. Ещё в экипаж входили стрелок-радист гвардии старшина Малик Чарыев и стрелок гвардии сержант Дмитрий Никитин.
Газетные сообщения о бомбардировках военных объектов врага в Кенигсберге, Данциге, Тильзите, Инстенбурге стали появляться одно за другим. Вот одно из этих сообщений: «В ночь на 29 апреля большая группа наших самолётов в сложных метеорологических условиях произвела налет на г. Кенигсберг. На военные и промышленные объекты Кенигсберга сброшены фугасные и зажигательные бомбы. Наши лётчики наблюдали взрывы и большие пожары, пламя которых видно было за 100 километров. Все наши самолёты, кроме одного, вернулись на свои базы».
В августе 1943 года за особо выдающиеся заслуги в выполнении заданий командования на фронте Илье Ивановичу Мусатову вручили орден Ленина.
А через год он удостоился самой высокой чести: 19 августа 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. К тому времени Илья Мусатов совершил более 200 боевых вылетов.
В 1943 – 1945 годах Мусатов участвовал в налётах на вражеские военные объекты Будапешта, Бухареста, Констанцы, Хельсинки, Варшавы и Берлина.
В суровую стужу, в лютые морозы, в непогоду, днём и ночью водил Мусатов свою летающую крепость на бомбёжки военных объектов и группировок врага. А когда советские войска развернули наступление на всех фронтах, вместе с другими лётчиками Мусатов помогал сухопутным войскам взламывать узлы сопротивления врага, бомбил его тылы и коммуникации. Это была систематическая, трудная и опасная боевая работа.
Именно такие опытные, бесстрашные лётчики, как Илья Иванович Мусатов, прославили боевые знамёна своих частей и соединений. Это благодаря их боевому трудолюбию полк заслужил звание гвардейского, был награждён орденом Красного Знамени.
Описание боевого пути Героя предоставлено Валерием Воробьёвым.
Биографию подготовил:
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Личное дело
Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
Туляки - Герои Советского Союза. Тула, 1967.