Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Тонкошнур Михаил Фёдорович

Тонкошнур Михаил Фёдорович

18.10.1916 - ?

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 9686

Орден Ленина № 370715

Тонкошнур Михаил Фёдорович – старший машинист паровозного депо Котовск Одесской железной дороги, Одесская область Украинской ССР.

Родился 18 октября 1916 года в посёлке Бирзула Ананьевского уезда Херсонской губернии (в советский период – город Котовск Одесской области Украинской ССР), ныне – город Подольск Одесской области Украины. Украинец.

Получив начальное образование, с середины 1930-х годов непродолжительное время трудился в городе Сталино (ныне – Донецк) до призыва в октябре 1937 года Сталинским горвоенкоматом на военную службу, которую проходил на Черноморском флоте.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Боевой путь прошёл в составе экипажа гвардейского (с 1942 года) крейсера «Красный Крым», участвовал в рейдах в обороняющиеся города Одессу и Севастополь, доставке подкреплений для обороны Кавказа. Во время авиационного налёта 5 июня 1942 года он заменил раненых и обеспечил стрельбу корабельной зенитной пушки. При высадке морского десанта в Феодосию в ночь на 30 декабря 1942 года котельный машинист Тонкошнур заменил раненого артиллериста и работал заряжающим сразу на двух орудиях.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий командования главный старшина Тонкошнур был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями за оборону городов и Кавказа. После окончания войны продолжил военную службу водителем штаба охраны водного района Варна (Болгария), был награждён медалью «За боевые заслуги» (за выслугу лет).

После демобилизации в апреле 1948 года вернулся в родной город Котовск и после обучения стал работать машинистом местного паровозного депо Одесской железной дороги. Котовск являлся важным железнодорожным узлом, где пересекаются стальные магистрали, идущие из Одессы и Кишинёва на Москву и Харьков. Первоначально Михаил Тонкошнур перенимал опыт у машиниста лучшего паровозного экипажа страны А. И. Скока – передовика-стахановца ещё с довоенного периода, затем активно включился в развёрнутое среди железнодорожников социалистическое соревнование за чёткое выполнение графика перевозок, высокопроизводительное использование паровозного парка и подвижного состава.

В 1954 году возглавляемая М. Ф. Тонкошнуром бригада положила начало на Одесской железной дороге массовому вождению тяжеловесных грузовых поездов. Позднее он трижды переходил на работу в отстающие бригады и выводил их в число передовых. В начале 1959 года по его почину на железных дорогах страны были введены должности машинистов-инструкторов на общественных началах. Успешно сочетал отличную работу на производстве с активной общественной деятельностью и наставничеством.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Тонкошнуру Михаилу Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В последующие годы его бригада продолжала удерживать первенство среди локомотивных бригад Одесской железной дороги, а по итогам работы в 8-й пятилетке (1966–1970) старший машинист Котовского локомотивного депо был награждён орденом Октябрьской Революции.

Избирался депутатом Одесского областного Совета депутатов трудящихся и делегатом XXIV съезда КПСС (1971).

С 1978 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в городе Котовске (с 2016 года – Подольск). Дата его кончины не установлена.

Награждён орденами Ленина (01.08.1959), Октябрьской Революции (04.05.1971), Отечественной войны 1-й (29.10.1945) и 2-й (11.03.1985) степеней, медалями, в том числе «За боевые заслуги» (06.11.1947), «За оборону Одессы» (22.12.1942), «За оборону Севастополя» (22.12.1942), «За оборону Кавказа» (01.05.1944).


 

Биографию подготовил: Сергей Кузоватов

Источники

Документы на сайте «Память народа»

Публикации в местных СМИ

Публикации в сети Интернет