Синицкий Виктор Павлович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 11576
Синицкий Виктор Павлович - механик-водитель боевой машины разминирования (БМР) одного из подразделений Сухопутных войск в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), младший сержант.
Родился 10 января 1967 года в селе Вербяж Воловецкого района Запорожской области Украины в крестьянской семье. Украинец. В 1984 году окончил Андреевскую среднюю школу. Работал в колхозе «Перемога» Бердянского района, затем в строительном управлении № 5 города Бердянска.
В Советской Армии с осени 1985 года. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Механику-водителю БМР комсомольцу младшему сержанту Виктору Синицкому за время боевых действий, в целях разминирования местности, приходилось неоднократно совершать на своей боевой машине самоподрывы, обеспечивая безопасность прохождения колонн авто- и бронетехники.
Указом Президиума Верховного Совета от 5 мая 1988 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан младшему сержанту Синицкому Виктору Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11576).
С 1987 года отважный воин — в запасе. Окончил СПТУ № 53 в селе Обиточное Черниговского района Запорожской области Украины. В начале 90-х годов работал водителем на Первомайском заводе города Бердянска...
Награждён орденом Ленина, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
«МИННАЯ ЖATВА»
...По горному серпантину черепашьим темпом ползёт колонна «КамАЗов» и «Уралов». Её возглавляют три БМР - боевые машины разминирования. Первые две разрыхляют грунт, третья с помощью тяжеленного каткового трала его утрамбовывает. Цель? Подорваться на мине.
С тех пор как на горных дорогах появились неизвлекаемые фугасы, мины замедленного действия и прочие «посевы» поднаторевших в минной войне душманов, этот шанс (самоподрыва) чаще всего выпадает третьей машине, на которой обычно и ездил механиком-водителем младший сержант Виктор Синицкий.
На броне его БМР вмятины и шрамы - летопись боевого пути. Первый самоподрыв совпал чуть ли не с первым сопровождением колонны, когда Виктор вёл машину уже самостоятельно. Мина его всё-таки обманула, пропустив многотонный каток, и рванула под днищем так, что машина взвилась на дыбы...
Чуть позже, когда товарищи меняли траки гусениц у зависшей над пропастью БМР, Виктор, приходя в себя от контузии, думал: а всё-таки повезло! Сработай мина помедленнее, удар приняли бы на себя днища грузовиков с продовольствием. Ремонт продлился недолго: через несколько минут Виктор занял своё штатное место.
Таков парадокс специальности: повезло, что подорвался. И таких, «удач» Виктору Синицкому выпало восемь.
Заслушав перед строем приказ о собственном увольнении, он пошёл в автопарк. В последний раз: помочь новичкам. Кончилось это просьбой к комбату о разрешении сопровождать новичков в их первом боевом выезде.
Душманы попрощались с ним «в лучших традициях». Уже через несколько часов после выезда Виктору пришлось прыгать с обрыва в горную речку, куда потащило изуродованную взрывом машину младшего сержанта Воронцова. Ледяной поток сбивал с ног. Срывая ногти, Виктор отдирал заклинившуюся крышку люка, под которой находился потерявший сознание механик-водитель... Разжимал его руки, мертвой хваткой вцепившиеся в рычаги управления, а потом, прикрывая телом, волок Воронцова в «мёртвую зону» под утёсом, чтобы переждать там обстрел. И в который раз, наверное, думал: повезло.
Вот так закончил службу Герой Советского Союза Виктор Синицкий. Тракторист по гражданской специальности.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.