Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Мещеряков Александр Николаевич

Мещеряков Александр Николаевич

14.05.1914 - 12.07.2005

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 9789

Орден Ленина № 369425

Мещеряков Александр Николаевич – машинист локомотивного депо Ртищево-2 Юго-Восточной железной дороги, Саратовская область.

Родился 1 (14) мая 1914 года в селе Ртищево Сердобского уезда Саратовской губернии, ныне – городе, районном центре Саратовской области. Из семьи железнодорожника. Русский. В шестилетнем возрасте стал круглым сиротой, воспитывался старшим братом Александром. Образование 4 класса.

В 1934 году окончил ртищевскую школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и стал работать слесарем-ремонтником в депо станции Ртищево Юго-Восточной железной дороги. В январе 1935 года впервые отправился в рейс в качестве помощника кочегара паровоза, а с 1937 года он работал помощником машиниста на паровозе «ОВ».

В сентябре 1937 года в депо поступили новые паровозы серии «ФД». В следующем году хорошо зарекомендовавшему себя Мещерякову доверили управление новым паровозом. Сдав на отлично испытания в январе 1939 года, он стал самостоятельно водить грузовые, а потом и пассажирские поезда на паровозе «ФД». Новый скоростной локомотив мог разгоняться до 120 километров в час, брал в тендер 30 тонн угля и 6 кубометров воды. Стахановец Мещеряков и два его товарища уже тогда стали известными не только как передовики производства, но и как машинисты, у которых паровозы всегда были аккуратно покрашены, ухожены и даже украшены бубенчиками. До октября 1944 года машинист Мещеряков работал в депо станции Ртищево, выполняя самые сложные задания руководства, за что неоднократно получал благодарности и денежные премии.

С октября 1944 года красноармеец Мещеряков служил старшим машинистом в 11-м отдельном эксплуатационном железнодорожном полку, дошедшем через Прибалтику до Восточной Пруссии. По приказу маршала Г. К. Жукова участвовал в передаче 30 паровозов полякам. После победы над Германией направлен на Дальний Восток. Водил паровозы по очень сложному горному маршруту: через тоннель поднимался по спирали на высоту 3 тыс. метров над уровнем моря и на тормозах спускался в долину. Возил грузы, пленных японцев, советских заключённых.

В декабре 1946 года демобилизованный А. Н. Мещеряков вернулся домой и с февраля 1947 года продолжил работать машинистом в своём локомотивном депо Ртищево-2. Опытный железнодорожник регулярно выполнял производственные задания по грузовым перевозкам, уделял внимание экономии топлива, а также отличному содержанию вверенной ему техники. В 1951 и 1952 годах годов его трудовые заслуги были дважды отмечены медалью.

В 1956 году на смену боевым паровозам серии «ФД» пришли тепловозы ТЭ3. Передовой машинист первым на железных дорогах СССР выступил инициатором обслуживания этого тепловоза двумя работниками вместо трёх человек, предложил сменный способ обслуживания тепловозов и эксплуатации составов на длинных тяговых плечах. Это позволило высвободить из рабочего парка депо Ртищево-2 девять локомотивов и лишь за один год снизить стоимость перевозок на 18,6 процента. Почин Мещерякова нашёл широкое распространение в локомотивных депо страны. К 1959 году переход на удлинённые тяговые плечи был осуществлён уже по всей дороге. Он первым начал водить тяжеловесные составы не двумя, а одним локомотивом. Выступил с предложением передавать тепловоз по смене, чтобы он не простаивал во время отдыха локомотивной бригады. Его опыт по мелкому текущему обслуживанию тепловоза позволял вставать на ремонт не на 24, а на 12 часов, и только для устранения серьёзных неполадок. Он быстрее всех выезжал с контрольно-технического осмотра, экономил до 400 литров при прохождении реостата.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Мещерякову Александру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Продолжал трудиться машинистом локомотивного депо до выхода на заслуженный отдых, активно делился опытом с молодыми железнодорожниками.

Член КПСС. Делегат XII съезда КПСС (1961), I Всесоюзного съезда железнодорожников (1935), XVI съезда рабочих профсоюза железнодорожного транспорта (1960).

С 1969 года – персональный пенсионер союзного значения, но продолжал работать на железной дороге до 1993 года. Жил в Ртищеве. Умер 12 июля 2005 года. Похоронен на ртищевском городском кладбище «Шмели».

Награждён орденом Ленина (01.08.1959), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (06.08.1952), «За трудовое отличие» (21.05.1951), а также знаками «Почётному железнодорожнику» (1961), «Отличный паровозник» (04.1947).

Почётный гражданин города Ртищево и Ртищевского района Саратовской области (2001).

В Ртищеве на здании эксплуатационного локомотивного депо Ртищево-Восточное, где трудился Герой, установлена мемориальная доска.



Использованы материалы Ртищевской краеведческой энциклопедии (Саратовская область).


Демобилизовался младший сержант Мещеряков и вернулся в Ртищево только 31 декабря 1946 года. Вспоминая военные годы, Александр Николаевич с болью в сердце рассказывал драматический момент службы, когда чуть было его не расстреляли без суда и следствия. Предпоследний военный рейс в мае 1945 года под Кёнигсбергом чуть было не стал последним в жизни. Старший машинист Мещеряков вел состав в полной темноте, ориентируясь по блеску рельсов. Вдруг блеск впереди исчез, и интуитивно, на свой страх и риск, машинист применил экстренное торможение. Тут же налетели бомбардировщики, которые, к счастью, не нанесли серьезных увечий составу. На обвинение начальника поезда во вредительстве машинист мог ответить только, что он испытывал ощущение опасности впереди паровоза. Прошли несколько метров по колее и увидели до основания разрушенный мост. Назад Мещеряков возвращался героем, спасшим от гибели в ночи целый военный эшелон. Но медаль «За взятие Кёнигсберга» он так и не получил.

В 1960 году в составе представительной делегации был на Всесоюзном съезде железнодорожников. В Президиуме сидел с руководителями государства Н. С. Хрущёвым, Л. И. Брежневым, А. Н. Косыгиным. Выступление на представительном форуме ртищевского машиниста вызвало некоторый переполох у кремлёвских редакторов, следивших за «чистотой речи». Дело в том, что текст, который прошёл согласование в отделении дороги, Ртищевском горкоме и Саратовском обкоме КПСС, речь, которую Алексей Николаевич полмесяца репрертировал перед зеркалом, заново отредактировали в Москве и перепечатали, убрав из неё предупреждение об ошибке в проектировании электрифицированной ветки Ртищево – Пенза и просьбу к МПС о выделении автобуса для поездок рабочих депо ст. Ртищево в только что отстроенный дом отдыха на Хопре. Но Мещеряков, выйдя на трибуну, выдал без шпаргалки именно первоначальную версию своего выступления, чем смутил не только стенографистов съезда, но и некоторых номенклатурных работников.

«Галерея Славы»

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Публикации в сети Интернет