Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Сапрыкин Александр Николаевич

Сапрыкин Александр Николаевич

1929 - 17.08.1998

Герой Социалистического Труда

Даты указов

13.05.1977

Медаль № 18822

Орден Ленина № 449229

Сапрыкин Александр Николаевич – машинист тепловоза локомотивного депо Ртищево Юго-Восточной железной дороги, Саратовская область.

Родился в 1929 году в селе Дурникино Романовского района Балашовского округа Нижне-Волжского края, ныне – село Подгорное Романовского района Саратовской области. Из семьи железнодорожника. Русский. В годы Великой Отечественной войны окончил семилетнюю школу.

В 1944 году начал свою трудовую деятельность, устроившись слесарем в вагоноремонтный пункт станции Хопёр Юго-Восточной железной дороги (город Балашов Саратовской области). В 1948 году перешёл в паровозное депо станции Балашов, где работал сначала кочегаром, затем помощником машиниста.

В 1951–1955 годах проходил срочную службу в Советской Армии. Уволившись в запас, в октябре 1955 года вернулся в депо станции Балашов и продолжил работать там помощником машиниста паровоза. После окончания курсов повышения квалификации в 1957 году стал помощником машиниста тепловоза, а в 1959 году ему присвоили квалификацию машиниста тепловоза.

В последующем А. Н. Сапрыкин перешёл на работу в локомотивное депо Ртищево. На протяжении многих лет водил грузовые поезда на участке Пенза – Ртищево – Поворино. В январе 1966 года, пройдя курсы, выучился на машиниста электровоза. В совершенстве овладел своей профессией. Каждый месяц перевозил сверх задания десятки тысяч тонн груза, ежегодно перевыполняя план. Уже в 1967 году за высокие производственные показатели, которых он регулярно добивался в социалистическом соревновании, ему впервые присвоили почётное звание «Лучший машинист железных дорог СССР», а его имя занесли в Книгу почёта Министерства путей сообщения СССР. В конце 1960-х годов вступил в КПСС.

Особо отличался умением экономить электроэнергию. С 1968 по 1969 год ему удалось сэкономить 287 тыс. кВт/ч, а к 1970 году, ко дню 100-летия В. И. Ленина, он взял обязательство довести экономию до 350 тыс. В 1971 году занял первое место по экономии электроэнергии в социалистическом соревновании локомотивных бригад депо Ртищево, сэкономив за 1970 год и первый квартал 1971 года более 111 кВт/ч электроэнергии. В том же 1971 году за успехи в выполнении заданий восьмого пятилетнего плана (1966–1970) перевозок и повышении эффективности использования технических средств железнодорожного транспорта награждён орденом Ленина. Одному из первых в депо ему присвоено звание «ударник коммунистического труда».

Отлично зная профиль пути, помня наперечёт все кривые и их радиусы, машинист вместе с тем никогда не надеялся на свою сноровку. Даже по одному и тому же участку, хорошо знакомому, и то нельзя водить поезда раз и навсегда заученными приёмами. И он сам тому показывал пример, творчески относясь к каждой поездке. Чтобы не допустить перерасхода электроэнергии, он установил для себя правило: принимая электровоз у прибывшего машиниста, тщательно осматривать электрические машины и аппараты, песочную систему. При следовании с поездом добиваться подачи песка точно под колёса, потому что лишний песок увеличивает сопротивление поезда, а значит и расход электроэнергии. Он не знал, что такое брак в работе, не допускал захода на межпоездной ремонт.

Передовой машинист предложил новый метод использования полной мощности электровоза ВЛ-80К при вождении легковесных поездов. Во время рейса он отключал тяговые двигатели, используя силу инерции, при этом экономия энергии составляла 5 процентов. Экономически эффективный метод вождения поездов был представлен на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР, где получил высокую оценку. Руководство депо, учитывая опыт и глубокие знания новатора, направило его в пассажирскую колонну с целью лучшего освоения тепловозов ТЭП-10 и 2ТЭП-60. Только в одном 1976 году он сэкономил на тяге поездов около 7 тонн дизельного топлива.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 мая 1977 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении плановых заданий на 1976 год и принятых социалистических обязательств, Сапрыкину Александру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Машинист 1-го класса, на общественных началах он выполнял обязанности машиниста-инструктора, часто выступал перед коллективом цеха с беседами, докладами, помогал молодёжи осваивать новейший электровоз переменного тока ВЛ80к, добивался досрочного выполнения социалистических обязательств.

Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го созыва (1971–1975, член Комиссии по транспорту и связи), Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся (с 1977 года – народных депутатов) 11–19-го созывов (1967–1987), Ртищевского горкома КПСС. Делегат XXV съезда КПСС (1976), XXII съезда профсоюзов рабочих железнодорожного транспорта (1977).

Автор книги «В кабине локомотива» (изд-во «Транспорт», 1978).

С 1984 года – персональный пенсионер союзного значения, но продолжал трудиться в родном депо до 1993 года. Жил в городе Ртищево Саратовской области. Умер 17 августа 1998 года.

Награждён 2 орденами Ленина (04.05.1971; 13.05.1977), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (06.06.1945). Отмечен знаком «Почётному железнодорожнику». Семь раз удостаивался звания «Лучший машинист железных дорог СССР».

В Ртищеве на здании эксплуатационного локомотивного депо Ртищево-Восточное, где трудился Герой, установлена мемориальная доска.



Использованы материалы Ртищевской краеведческой энциклопедии (Саратовская область).


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Публикации в сети Интернет

Публикации в СМИ