Ахметвалеев Леонид Нургалович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 19677
Орден Ленина № 458728
Ахметвалеев (Ахмет) Леонид Нургалович – командир вертолёта Восточно-Сибирского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР, Бурятская АССР.
Родился 14 октября 1931 года в Автономной Татарской Социалистической Советской Республике, ныне – Республика Татарстан, в семье колхозника. Татарин.
Трудовую деятельность начал рабочим на железной дороге, после окончания школы авиамехаников продолжил работать по специальности механика-дефектоскописта, готовил самолёты к полётам.
После окончания в 1954 году Бугурусланского лётного училища* Гражданского воздушного флота начал лётную работу на самолёте По-2, обрабатывал с воздуха колхозные поля, работал с лесоустроителями, топографами, геологами-съёмщиками, буровиками. После обучения в 1958 году Л. Н. Ахметвалеев (в обращении – Ахмет) был переведён в Улан-Удэнское авиапредприятие, в числе первых вертолётчиков прибыл в Бурятию. Со временем стал высококлассным специалистом, которому поручались особо сложные полёты. К середине 1970-х годов он характеризовался как один из лучших и опытных вертолётчиков страны с налётом более 10 тысяч часов. Возил буровые штанги и другой негабаритный груз (для чего приходилось летать с раскрытыми задними створками), устанавливал опоры высоковольтных линий, спасал колхозное имущество во время неожиданных наводнений, зачастую при этом фиксируя вертолёт в положении «на подвесе». Когда многодневные проливные дожди подняли уровень многих рек Центральной Бурятии, тысячные отары колхозных овец в долине реки Удэ оказались под угрозой затопления. Вертолёт приходилось сажать на крохотные островки сухой земли, экипаж совместно с чабанами грузили скот (более 60 голов за рейс) и в последнюю минуту вывозили животных.
Командир вертолёта Ми-8 Восточно-Сибирского управления Гражданской авиации Ахмет неоднократно летал с разведчиками нефти и на гравиметрическую съёмку с воздуха в Тюменской и Иркутской областях, перегонял вертолётную технику в Чехословакию, ГДР и Польшу.
Ахмет с самого начала привлечения вертолётной группы работал на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Он первым в стране применил вертолёт для раскатки высоковольтных проводов, когда барабан весом около 3 тонн устанавливался в Ми-8 и в полёте растягивал нить провода длинной 2,5 километра. На всю операцию уходило 11 минут. С учётом бездорожья на трассе от Магистрального до Северобайкальска и Нижнеангарска, от прокладки 7 таких ниток экономический эффект получался огромным.
Вылетал в командировку в Монголию, когда вышла из берегов река Тола, затопив обширные пространства, небольшие поселения и равнинные пастбища в районе Улан-Батора. Ми-4, управляемый Ахметом, зависал так, что шасси чуть не касались крыш домов, забирал одновременно человек по десять и летел до ближайшего безопасного места. Доставлял продукты, медикаменты, тёплую одежду и палатки спасённым. Во вторую свою командировку в Монголию его экипаж помогал местным специалистам проводить геологические работы в Южной Монголии, в невероятно сложных климатических условиях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1981 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств по перевозке пассажиров, применению авиации в народном хозяйстве и освоение новой авиационной техники Ахметвалееву Леониду Нургаловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Впоследствии работал пилотом-инструктором и командиром звена вертолётов Ми-8.
В 1984 году управлял вертолётом, осуществившим транспортировку в Северобайкальск гидросамолёта АНТ-4, потерпевшего в декабре 1940 года аварию на Шаман-горе (ныне – Хилокский район Забайкальского края).
Выйдя на заслуженный отдых, Л. Н. Ахметвалеев переехал в 1989 году в Краснодарский край. Жил в станице Полтавская Красноармейского района. Умер 27 июля 2006 года. Похоронен на новом Полтавском станичном кладбище.
Награждён орденами Ленина (10.03.1981), Трудового Красного Знамени (15.06.1971), медалями, в том числе «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (08.10.1976), а также нагрудными знаками «Отличник Аэрофлота» и «За безаварийность».
Один из горных пиков в районе Чары на севере Читинской области назван в его честь – вершиной Ахмета.
________
* Бывшее Криворожское лётное училище, которое в апреле 1951 года перебазировалось из Кривого Рога (Днепропетровская область Украинской ССР) в Бугуруслан Чкаловской (с 1957 года – Оренбургской) области.
Биографию подготовил:
Командир вертолёта. В.Г. Митыпов. Улан-Удэ, 1982.
Публикации в сети Интернет