Филимонов Иван Дмитриевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 10391
Орден Ленина № 343416
Филимонов Иван Дмитриевич – бригадир проходчиков строительно-монтажного управления №5 Московского метростроя Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР.
Родился 12 ноября 1918 года в деревне Кукуевка Ряжского уезда Рязанской губернии (ныне – Ряжского района Рязанской области). Русский.
С 1935 года работал в Московском метрострое. Первой станцией для него стала «Площадь Революции». «Время было тяжёлое, жить приходилось в хлипких бараках, где помещались 25 человек», – вспоминал Иван Дмитриевич. Но даже такие трудности тогда никого не страшили. Наоборот, делали крепче духом, устойчивее к любым жизненным невзгодам. Работал плотником и отделочником.
Служил в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. В 1942 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
Демобилизовавшись из Вооружённых Сил, вернулся на Метрострой. Трудился проходчиком на строительстве станции «Курская» (кольцевая), а на строительстве станции «Арбатская» уже работал бригадиром. Одним из первых начал применять «московский» способ проходки тоннелей мелкого заложения. Раньше приходилось вскрывать земную поверхность по всей длине тоннеля на глубину его закладки и на ширину от 10 до 20 метров, из-за этого нарушалось движение городского транспорта, требовалась глобальная перекладка коммуникаций. Используемый Иваном Дмитриевичем метод предусматривал проходку механизированным щитом. Это позволяло снизить стоимость одного километра перегонного тоннеля и увеличить по сравнению с открытым способом производительность труда.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1963 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые при сооружении Калужского радиуса Московского метрополитена, Филимонову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1970-х годах бригада Ивана Филимонова была задействована на сооружении станции «Тушинская», где на подходах к каналу имени Москвы для обеспечения надёжной проходки было выполнено с поверхности контурное замораживание водоносных песков с созданием льдо-грунтовых стен. Иван Дмитриевич не раз ставил со своей бригадой мировые рекорды. Воспитал достойную смену молодых бригадиров. Оба его сына также пришли работать на Метрострой.
Трудился в Московском метрострое до выхода на заслуженный отдых (с 1979 года – персональный пенсионер союзного значения).
Жил в Москве. Умер 9 мая 1999 года. Похоронен в городе Долгопрудный Московской области на Шереметьевском кладбище.
Награждён орденами Ленина (18.03.1963), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), медалью «За трудовую доблесть» (26.04.1963), другими медалями.
Биографию подготовил:
Герои-метростроевцы: фронт и тыл. М.: «ПЕНТА», 2018. − 192 с.
Документы на сайте «Подвиг народа»