Антохин Геннадий Иванович
Герой Труда Российской Федерации
Герой Труда Российской Федерации
Антохин Геннадий Иванович — капитан-наставник отдела Департамента безопасности и качества филиала публичного акционерного общества «Дальневосточное морское пароходство» в городе Владивостоке, Приморский край.
Родился 6 марта 1949 года в городе Красноярске (Красноярский край). Окончив среднюю школу, решил стать моряком.
В 1966 году поступил в Дальневосточное высшее инженерное морское училище (ныне — Морской государственный университет) имени адмирала Г. И. Невельского во Владивостоке (Приморский край). Стажировку проходил на судах у опытных судоводителей. Его наставниками были известнейшие капитаны-полярники Ю. П. Филичев, Н. Ф. Инюшкин, В. А. Холоденко, В. И. Абоносимов.
Окончив судоводительское отделение, работал третьим, затем вторым помощника капитана. В 1982 году стал капитаном ледокола. Многолетняя работа в сложных условиях Севера позволила Г. И. Антохину приобрести большой профессиональный опыт ледового капитана. Работая в течение 30 лет капитаном на ледоколах «Владивосток», «Ермак», «Красин» и «Адмирал Макаров», он многократно обеспечивал успешное проведение караванов судов в Арктике и замерзающих морях Дальнего Востока.
В июне — сентябре 1985 года ледокол «Владивосток» под руководством Г. И. Антохина (начальник экспедиции — А. Н. Чилингаров) принял участие в плавании к Антарктиде с целью вывода из ледового плена научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», зажатого мощными льдами в районе моря Росса и с марта того же года дрейфовавшего вместе со льдами. Впервые в истории отечественного мореплавания к Южному континенту через «ревущие сороковые» должен был пройти ледокол, что не предусматривалось никакими нормативами и инструкциями. «Владивосток» совершил автономный переход от кромки антарктических льдов до места дрейфа судна «Михаила Сомова» длиной около 1000 миль в условиях полярной зимы, околол льды толщиной от 120 до 150—170 сантиметров вокруг научно-исследовательского судна и вывел его на участок разреженных льдов. На всю операцию ушло три месяца. За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, награждён в 1987 году орденом Трудового Красного Знамени, а уже в новейшее время — в 1998 году — орденом Мужества.
В конце 1990-х годов назначен капитаном ледокола «Адмирал Макаров». В составе команды капитанов-ледокольщиков участвовал в 2005 году в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Корякском автономном округе, которому грозило полное замерзание. За самоотверженные действия капитан был отмечен полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
В январе 2011 года принял участие в спасательной операции по освобождению плавбазы «Содружество», транспортного рефрижератора «Берег Надежды», научно-исследовательского судна «Профессор Кизиветтер» и РТМС «Мыс Елизаветы» из ледового плена в Сахалинском заливе Охотского моря. В крайне сложной экстремальной ситуации капитаном ледокола «Адмирал Макаров» Г. И. Антохиным и капитанами других ледоколов, участвовавших в спасательной операции, было принято единственно правильное решение — для вывода судов на кромку льдов использовать метод буксировки судов «вплотную» и на коротком буксире. Ледокол «Адмирал Макаров» под его командованием осуществлял проводку крупнотоннажного транспортного рефрижератора «Берег Надежды». В этот период капитан Г. И. Антохин практически не покидал штурманский мостик ледокола, осуществляя постоянные околки застрявших судов и пробивание канала в сплочённом льду, беря транспортный рефрижератор на короткий буксир и пробивая корпусом ледокола многометровые льды продвигал буксируемое судно к кромке льдов. За успешное проведение сложнейшей операции награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.
В 2012 году ушёл с должности капитана и стал работать капитаном-наставником в отделе Департамента безопасности и качества филиала публичного акционерного общества «Дальневосточное морское пароходство» во Владивостоке.
Глубокие знания природных и метеорологических условий Крайнего Севера позволяют ему квалифицированно прогнозировать движение каравана судов в ледовых условиях и обеспечивать его безаварийную проводку. Им внесён большой вклад в разработку тактики ледового плавания для современных ледоколов и транспортных судов
В сентябре 2015 года Геннадий Иванович обеспечил координацию взаимодействия пароходства и Морского спасательного центра в порту Певек по руководству спасательной операцией ледоколом «Адмирал Макаров» французского катамарана Babouchka с двумя членами экипажа, потерпевшего бедствие в 450 милях от Северного полюса. В октябре 2016 года руководил сложнейшей операцией по эвакуации на дизель-электроходе «Василий Головнин» 80 человек спецперсонала с острова Голомянный архипелага Северная Земля в поздние для навигации сроки и при тяжелейших условиях ледостава.
Внёс большой вклад в реализацию президентской программы по очистке арктических островов от мусора. При его непосредственном руководстве операцией в сентябре 2017 года экипажем дизель-электрохода «Василий Головнин» был обеспечен вывоз с архипелага Земля Франца Иосифа мусора и металлолома в объёме более 4000 тонн.
Работая в должности старшего капитана-наставника, осуществляет контроль за работой ледокольного флота ДВМП и судов при плавании в ледовых условиях. В большой степени благодаря его высоким профессиональным навыкам и глубокому знанию своего дела, ледоколы и транспортный флот ДВМП не имеют ледовых повреждений и успешно выполняют рейсы в замерзающих морях. Г. И. Антохин проявляет требовательность от капитанов и комсостава судов при проведении инспекторских осмотров и при инструктажах перед направлением на суда, строгого выполнения всех нормативных документов, и должностных инструкций.
Г. И. Антохин координирует движение судов с народнохозяйственными грузами в Восточном районе Арктики на трассе Северного морского пути. В зимний период Геннадий Иванович руководит работой ледоколов в Татарском проливе, заливе Анива, и севере Охотского моря, обеспечивающих непрерывную навигацию в замерзающих дальневосточных морях.
Являясь одним из самых опытных сотрудников, он ведёт активную работу по участию ледокольного флота в значимых проектах. Одним из существенных достижений Г. И. Антохина в последние годы стало его участие в обеспечении флотом пароходства реализации оборонной доктрины Российской Федерации в Арктике.
Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2021 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом Антохину Геннадию Ивановичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением знака особого отличия — золотой медали «Герой Труда Российской Федерации».
Много внимания уделяет делу подготовки высококвалифицированных кадров. Под его командованием выросла достойная смена в лице капитанов и старших помощников капитанов. Продолжает успешно заниматься воспитанием и расстановкой кадров судоводителей на судах ледового плавания.
Избирался делегатом XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988).
Живёт и работает во Владивостоке (Приморский край).
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2012), Мужества (04.03.1998), «За морские заслуги» (17.12.2002), советским орденом Трудового Красного Знамени (13.08.1987), медалями.
Почётный полярник (1981). Отличник гидрометслужбы СССР (1982). Почётный работник морского флота (1985). Почётный работник транспорта России (2005). Знак отличия «За безаварийную работу на морском транспорте» 1-й степени (2009).
Почётный житель Приморского края (2014).
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет