Буров Геннадий Павлович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 19843
Орден Ленина № 459024
Буров Геннадий Павлович — генеральный директор производственного объединения «Брянский машиностроительный завод» имени В. И. Ленина Министерства тяжёлого и транспортного машиностроения СССР.
Родился 8 февраля 1924 года в селе Базарный Сызган Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне — посёлок городского типа, центр Базарносызганского района Ульяновской области). Из рабочей семьи. Русский.
После окончания 9-го класса средней школы №5 в городе Сызрань Куйбышевской (ныне — Самарской) области поступил в 1941 году на работу токарем в железнодорожное депо станции Сызрань II. Работал до сентября 1942 года, когда был мобилизован в Красную Армию и стал курсантом Куйбышевского пехотного училища №2.
Участник Великой Отечественной войны с 1943 года. Командир взвода 198-го армейского заградительного отряда 60-й стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта, гвардии младший лейтенант. Участвовал в боях за города Донец, Павлоград, Днепропетровск, Запорожье, Никополь. После тяжёлого ранения в 1944 году вернулся инвалидом в Сызрань.
В 1945 году, окончив 10-й класс в школе рабочей молодёжи, поступил в Куйбышевский авиационный институт (ныне — Самарский государственный аэрокосмический университет имени С. П. Королёва) на факультет самолётостроения. После окончания вуза работал на Воронежском авиационном заводе старшим мастером, заместителем начальника цеха, начальником цеха.
В 1958 году переехал в город Брянск, где поступил на работу на крупнейшее предприятие Брянской области — Брянский машиностроительный завод (БМЗ) Управления машиностроительной и металлургической промышленности Брянского совнархоза (с 1963 года — Управления тяжёлого машиностроения Приокского совнархоза, с 1965 — Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР, с 1976 — производственное объединение «Брянский машиностроительный завод имени В. И. Ленина» Минтяжмаша СССР). Работал последовательно начальником отдела, цеха, главным инженером. В 1967 году Г. П. Буров возглавил завод и был его генеральным директором на протяжении 18 лет (до конца жизни).
В 1968 году на заводе был начат серийный выпуск маневрового тепловоза ТЭМ-2, а к концу девятой пятилетки их было построено более 2 тысяч. Исключительно с помощью этого тепловоза мощностью 1200 лошадиных сил была проложена Байкало-Амурская магистраль, он же первым прошёл по новой Транссибирской магистрали. Брянский ТЭМ-2 стал одним из первых изделий в стране, получивших Государственный знак качества. На Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР тепловоз отметили 4 золотыми, 2 серебряными и 12 бронзовыми медалями.
Под руководством Г. П. Бурова предприятие освоило новые виды продукции, такие как дизели, рефрижераторные секции, тепловозы, построен завод тепловозных дизелей. Произошло грандиозное техническое перевооружение завода, превратившее БМЗ в ведущую фирму с мировым именем. С именем директора связан выход СССР на международный рынок с новым видом продукции — малооборотными крейцкопфными дизелями большой мощности для морских судов. Брянскими дизелями оснащены суда многих стран мира. Долгое время БМЗ был единственным предприятием в СССР, выпускающим судовые малооборотные дизели большой мощности для морских судов. За высокие трудовые достижения БМЗ был награждён орденами Трудового Красного Знамени (28.06.1966) и Ленина (19.07.1973).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1981 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств, и проявленную трудовую доблесть Бурову Геннадию Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Под руководством директора территория БМЗ была значительно благоустроена и озеленена. Г. П. Буров бережно относился к истории своего завода и построил на его территории более десятка великолепных памятников в бронзе и мраморе, которые связаны с историей предприятия; наиболее известный из них посвящён «Брянским правилам», которые ввёл в годы разрухи и Гражданской войны тогдашний директор завода Александр Зиновьевич Рожков. Кроме того, завод, являвшийся градообразующим предприятием, всемерно помогал в строительстве и благоустройстве Бежицкого района Брянска: были построены 10-й и Московский микрорайоны, Дворец молодёжи «Юность», первый в городе хоккейный стадион с искусственным льдом и многие другие социально значимые объекты. Г. П. Буров выступил инициатором создания музея братьев Ткачёвых (знаменитых художников, уроженцев Брянщины).
Член КПСС. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 10-го созыва (1980—1985). Делегат XXIV (1971), XXVI (1981) съездов КПСС.
Скоропостижно умер 7 февраля 1985 года. Похоронен на Центральном кладбище Брянска.
Награждён 2 орденами Ленина (05.04.1971; 31.03.1981), орденом Трудового Красного Знамени (12.08.1976), Красной Звезды (06.08.1946), медалями.
Лауреат премии Совета Министров СССР. Удостоен почётного звания «Выдающийся выпускник Самарского университета».
Имя Героя присвоено улице в Бежицком районе Брянска (22.01.1986). На здании заводоуправления БМЗ (с 2002 года входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») открыта мемориальная доска (2005).
Биографию подготовил:
Документы на сайте «Память народа»
Публикации в сети Интернет