Кутузов Михаил Степанович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 12938
Орден Ленина № 387278
Кутузов Михаил Степанович – слесарь пассажирской автоколонны Волгоградского управления автомобильного транспорта Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
Родился в 1912 году на железнодорожной станции Филоново ныне в городе Новоаннинский Новоаннинского района Волгоградской области. Русский.
Трудовую деятельность начал в 1929 году в совхозе «АМО» в бригаде прославленного механизатора М.Н. Новокщёнова. Михаил Степанович упорно овладевал специальностью слесаря-механика, ремонтировал как различные образцы отечественной техники, так и заграничные «фордзоны» и «катерпиллеры», работал на всех видах сельскохозяйственной техники. В 1938 году портрет одного из первых сталинградских шофёров-стахановцев Михаила Кутузова был размещён на городской доске Почёта за перевыполнение планового задания на 150 процентов.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Боевое крещение получил в оборонительных боях на Западном фронте. Шофёром 150-го отдельного автотранспортного батальона в составе 62-й армии участвовал в битве за Сталинград, дальнейший боевой путь прошёл водителем автомашины штаба 8-й гвардейской армии. За образцовое выполнение боевых заданий командования гвардии старшина Кутузов был награждён орденом Красной Звезды и медалями.
После демобилизации Михаил Степанович вернулся на родину и принимал участие в строительстве разрушенного войной Сталинграда. Первые послевоенные 8 лет он работал водителем автобуса Автоколонны № 1208, проехал без капитального ремонта двигателя 400 тысяч километров, сэкономив более 38 тысяч литров бензина.
В середине 1950-х годов М.С. Кутузов перешёл работать в мастерскую карбюраторного цеха. Который считался «узким местом» из-за которого чаще всего случались простои автобусов в ремонте и перерасход бензина. Он разработал целую науку организации рабочего места, в борьбе за качество, он требовал точного соблюдения технологии ремонта и регулировки карбюраторов и бензонасосов. Сам Михаил Степанович, работая на регулировке топливной аппаратуры, добился ежегодной экономии горючего в 1,2 тысячи литров. Постепенно число рекламаций на некачественный ремонт снижалось, карбюраторному цеху было присвоено почётное звание «коллектив коммунистического труда».
После этого М.С. Кутузов принял медный цех и начал с реконструкции оборудования: внедрил электроразогрев паяльников, смонтировал уникальный стенд для ремонта и диагностики радиаторов, соорудил станок для производства дефицитных заклёпок и устройство для запуска двигателей в морозы зимой. За рационализацию он был удостоен премии Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам народнохозяйственных грузов и пассажиров, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, Кутузову Михаилу Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Последнее время, будучи на пенсии, М.С. Кутузов работал шофёром-наставником в Кировском филиале пассажирского автопредприятия № 4.
Избирался депутатом Волгоградского областного и районного Советов депутатов трудящихся.
Дата его кончины не установлена.
Награждён орденами Ленина (05.10.1966), Красной Звезды (20.07.1945), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (22.11.1944), «За оборону Сталинграда» (22.12.1942).
Биографию подготовил:
Документы на сайте «Подвиг народа»
Люди трудового подвига. Волгоград, 1976.
Публикации в сети Интернет