Мигай Григорий Николаевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 12492
Орден Ленина № 335182
Мигай Григорий Николаевич – капитан-механик теплохода Верхнеднепровского речного пароходства Главного управления речного флота при Совете Министров Белорусской ССР, Брестская область.
Родился 2 мая 1927 года в деревне Глуховичи, центре Глуховичского сельсовета Брагинского района Речицкого округа Белорусской ССР, ныне – территория Брагинского района Гомельской области Белорусси (в связи с загрязнением местности радиоактивными веществами при аварии на Чернобыльской АЭС Глуховичский сельсовет был в 1986 год отселён и упразднён). Из крестьянской семьи. Белорус. Получил неполное среднее образование в местной школе.
С началом Великой Отечественной войны вместе с родными остался на территории района, оккупированного с августа 1941 по ноябрь 1943 года немецкими захватчиками. Вместе с односельчанами стойко вынес тяготы и лишения военного времени и последовавшей послевоенной разрухи. Подростком начал выполнять любую тяжёлую физическую работу, чтобы помочь семье выжить в голодное время оккупации. После освобождения принимал участие в восстановлении местного колхоза имени Калинина, разрушенного в период оккупации. В 1944 году осиротел. Осенью того же года по направлению Брагинского райкома комсомола поступил учиться в школу фабрично-заводского обучения при Чернобыльском судоремонтном заводе (Киевская область Украинской ССР, ныне – Украины) в структуре Наркомата (с 1946 года – Министерства) речного флота СССР. Всю трудную зиму 1944–1945 годов совмещал занятия с работой по восстановлению общежития и учебных корпусов. С открытием навигации, весной победного года, вышел в первый рейс на пароходе «Байкал». По окончании учёбы начал самостоятельную трудовую деятельность на этом же заводе.
В 1947 году вернулся в Белоруссию и поступил работать в Днепро-Двинское (с 1952 года – Верхнеднепровское) речное пароходство в структуре Министерства речного флота СССР (с 1956 года – Главного управления речного флота при Совете Министров Белорусской ССР). Кочегаром ходил на пароходах «Орёл» и «Нева». В 1952 году вступил в КПСС. Большое значение придавал профессиональному росту, повышению профессиональной квалификации. Без отрыва от работы окончил курсы судовых механиков, заочно – Московский техникум речного транспорта (ныне – колледж Московской государственной академии водного транспорта) и в 1955 году перешёл работать механиком на судоремонтный завод (с 1957 года – ремонтно-эксплуатационная база, а с 1961 года – судостроительно-судоремонтный завод) в городе Пинск Брестской области.
Принимал активное участие в выполнении работ по модернизации пароходов и пришедших позднее им на смену теплоходов, переводе судов с твёрдого на жидкое топливо, в автоматизации управления машинно-котельными агрегатами. Тогда же, в середине 1950-х годов, положил почин совмещению профессий в Верхнеднепровском пароходстве и стал выходить в рейсы механиком речных буксиров. Успешно сдал экзамены на право вождения судов и с 1962 года продолжил работать капитаном-механиком буксирного теплохода (БТ) – одним из первых в пароходстве.
Судовая команда под руководством Г. Н. Мигая обеспечивала образцовое содержание машин и механизмов обслуживаемых БТ-0203, затем БТ-0242, работая без аварий, ежегодно выполняла зимний ремонт теплохода досрочно и с высоким качеством. Одним из первых в период седьмой (расширенной; 1959–1965) пятилетки Григорий Николаевич начал внедрение нового способа вождения несамоходных судов (барж) по реке. До сих пор буксир тянул за собою баржу на длинном тросе. Теперь же предлагалось жёстко крепить её впереди буксира, который уже не волок судно, а толкал его перед собой. Выгода была даже не в том, что улучшалось маневрирование, особенно на суженных участках рек. Более важным явилось то, что данное новшество позволило значительно сократить численность судовой команды и тем самым повысить показатели использования теплохода. Так почин Мигая дал белорусским речникам миллионы рублей экономии. В результате команда БТ-0242 одной из первых открывала навигацию, имела стабильные высокие показатели в проводке грузов и не раз становилась победителем социалистического соревнования среди коллективов пароходства.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1966 года за досрочное выполнение заданий семилетнего плана по развитию речного транспорта и выдающиеся производственные успехи Мигаю Григорию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1967 году вернулся работать на Пинский судостроительно-судоремонтный завод (ныне – в статусе ОАО, признанное банкротом) механиком группы судов. До самого выхода на заслуженный отдых с должности механика-наставника он оставался верным традиции, суть которой – постоянный поиск нового, сознательный, добросовестный труд и крепкая флотская дисциплина.
Принимал активное участие в общественно-политической жизни города Пинск и родного предприятия, награждённого в 1985 году орденом «Знак Почёта». Избирался членом Пинского горкома Компартии Белоруссии и партбюро завода, членом бюро группы народного контроля, был активным дружинником.
Жил в городе Пинск Брестской области. Умер 4 июня 2007 года.
Награждён орденом Ленина (14.09.1966), медалями.
Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).
Биографию подготовил:
Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 7. Мiнск, 1973.
Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.
Земные звёзды / Сост. П. П. Сутько и др. – Мн.: Беларусь, 1978.
Памяць: Брагінскі раён: гіст.-дакум. хронікі гарадоў і р-наў Беларусі. – Мн, 2003.
Памяць: гіст.-дакум. хроніка Пінска. – Мн.: БелТА, 1998.
Публикации в местных СМИ