Мухамеджанов Кабжан Мухамеджанович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 15508
Орден Ленина № 406827
Мухамеджанов Кабжан Мухамеджанович – начальник Чимкентского отделения Казахской железной дороги, Чимкентская область Казахской ССР.
Родился 5 октября 1913 года в ауле Шубар Семиреченской области Туркестанского края (ныне – село Алдабергеново Аксуского района Жетысуской области Казахстана). Казах.
В раннем детстве в годы Гражданской войны Кабжан потерял мать и двух сестёр в результате набега отряда белогвардейцев Анненкова, его отец смог спастись сам и спасти сыновей – Кабжана и Сакена. В 1919 году их отца также расстреляли белогвардейцы, и Кабжана отдали на воспитание старшему брату Сакену, затем он учился в интернате города Лепсинска (ныне – село Лепси Алматинской области Казахстана), где окончил семилетнюю школу.
Во время обучения в семилетке Кабжан услышал о стройке Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб), в то время он вступил в комсомол. В 1929-1930 годах работал на железной дороге. В декабре 1930 года по комсомольской путёвке был направлен на учёбу в открывшийся в Алма-Ате политехнический техникум Турксиба. Особенно трудно в период обучения ему давался русский язык. Однако в политехникуме он занимался по 16-18 часов в день, слушал рассказы преподавателей и старших товарищей и через полгода стал успевать не хуже других. Первую трудовую практику проходил кочегаром в депо станции Аягуз. После этого работал помощником машиниста, наездив к моменту окончания техникума более 12 тысяч километров, что позволило ему к моменту окончания техникума в 1935 году сдать экзамен на право управления паровозом.
После окончания техникума в 1935-1936 годах работал помощником машиниста, а затем машинистом паровоза на станции Матай, а в 1936 году был назначен заместителем начальника депо этой же станции по эксплуатации паровозного хозяйства. На этой должности Кабжан Мухамеджанов вырос в опытного руководителя, умеющего работать с трудовым коллективом. В 1941 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
В 1945-1948 годах – начальник Матайского паровозного отделения Туркестано-Сибирской дороги, а затем начальник локомотивного депо – заместитель начальника Матайского отделения Турксиба. В 1948 году поступил в Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта, после окончания которого в 1953 году приехал работать начальником локомотивного отдела на станцию Защита в городе Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области Казахской ССР (ныне – Казахстана). В 1953 году, когда был сдан в эксплуатацию участок Защита – Зыряновск, он организовывал тягу поездов на новой линии.
В 1954-1959 годах – главный инженер, а затем заместитель начальника Защитинского отделения Алма-Атинской (с 1958 года – Казахской) железной дороги. По времени это совпало с интенсивным использованием железнодорожных участков Локоть – Защита – Лениногорск и Защита – Зыряновск, связанных со строительством новых рудников и заводов на Рудном Алтае. За успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, в 1959 году награждён орденом Ленина.
В 1959-1963 годах – начальник Кзыл-Ординского отделения Казахской железной дороги в городе Кзыл-Орда (ныне – Кызылорда). В 1963-1979 годах – начальник Чимкетского отделения Казахской (с 1977 года – Алма-Атинской) железной дороги в городе Чимкент (ныне – Шымкент).
Общая эксплуатационная длина железнодорожной линии руководимого им Чимкентского отделения превышала 1100 километров. В 1967 году в связи с образованием вновь самостоятельного Кзылординского отделения участок линии Туркестан – Кзылорда – Саксаульская отошёл в состав Кзылординского отделения. Особой ответственностью коллектива отделения было обеспечить бесперебойную работу с соседней Среднеазиатской железной дорогой. При Мухамеджанове на Чимкентском отделении дороги укрепилось путевое хозяйство, внедрялись специализированные виды ремонта тепловозов и вагонов, появились участки с рельсами тяжёлого типа на железобетонных шпалах. В 1963 году завершили строительство вторых путей на участке Тюлькубас – Бадам, в 1970-1975 годах – Арысь – Шенгельды, затем Бадам – Арысь. Интенсивно также развивалась сама сортировочная станция Арысь. По его инициативе в Чимкенте был построен новый вокзал, впервые на Казахской железной дороге появился профилакторий, были реконструированы все больницы, клубы, построен Дворец культуры железнодорожников в Чимкенте, на тот момент лучший в республике.
За годы восьмой (1966-1970) и девятой (1971-1975) пятилеток коллектив Чимкентского отделения Казахской железной дороги за высокие производственные успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, 7 раз завоевал переходящее Знамя ЦК КПСС и Совета Министров СССР и 22 раза переходящее Красное Знамя Министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении задании пятилетнего плана перевозок и повышении эффективности использования технических средств железнодорожного транспорта Мухамеджанову Кабжану Мухамеджановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Неоднократно избирался членом Кзыл-Ординского и Чимкентского обкомов Компартии Казахстана, депутатом Кзыл-Ординского и Чимкентского областных Советов депутатов трудящихся, делегатом четырёх съездов Компартии Казахстана.
С 1979 года – на пенсии.
Находясь на пенсии, продолжал работать в должности дорожного инспектора по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов Алма-Атинской железной дороги, но в 1984 году по состоянию здоровья, согласно личной просьбе, его проводили на заслуженный отдых.
Жил в Алма-Ате (Казахстан). Умер в 1984 году.
Награждён 2 орденами Ленина (01.08.1959; 04.05.1971), орденом Трудового Красного Знамени (04.08.1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (31.07.1954).
Биографию подготовил:
Герои Социалистического Труда - казахстанцы. Т. 5. - Алма-Ата, 1985.
Публикации в сети Интернет